Основные данные мотолодки
Пластмассовая мотолодка «Гамма» (рис. 2)
предназначалась для обслуживания соревнований по гребному спорту и использования
в качестве лодки тренера (к тренерским лодкам для занятий греблей предъявляются
особые требования, в частности, они должны при движении обеспечивать низкое
волнообразование).
Рис. 2. Общее расположение мотолодки «Гамма»
1 - бензобак; 2 -
откидной столик; 3 - бортовой карман; 4 - рундуки под сиденьями; 5 -
поручень-подножка; 6 - горловина бензобака
Технические характеристики мотолодки Гамма
Основные данные | «Гамма» |
Длина наибольшая, м | 4,0 |
Ширина наибольшая, м | 1,6 |
Высота борта на миделе, м | 0,65 |
Угол килеватости днища у транца | 10° |
Водоизмещение полное, кг | 620 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 160 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Допустимая мощность мотора, л. с. (кВт) | 50 (36,8) |
Проектант и изготовитель - Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения.
Обводы корпуса «Гаммы» - довольно сложные, с развитыми
скуловыми спонсонами - переходного типа от «крыла чайки» к «тримарану». При
движении мотолодки в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами, а
кормовая волна имеет незначительную высоту вследствие малой ширины транца по
скуле (1м). На максимальной скорости волнообразование снижается благодаря
отгибам скулы в кормовой части днища. Незначительная волна при движении «Гаммы»
- несомненное достоинство лодки при обслуживании гребных соревнований и
тренировок.
Днищевые ветви шпангоутов выполнены выпуклыми, что придает днищу хорошую жесткость. Для этого же, помимо повышения гидродинамического качества, предназначены два продольных редана.
Две основные секции корпуса - обшивка и палуба с кокпитом, формуются в матрицах с нанесением на рабочие поверхности форм декоративного слоя. Для формования применяется связующее на основе смолы НПС-609-21М и стеклоткань марок СЭ-01, Т-11-ГВС-9; 56-ГВС-9. Толщина наружной обшивки 3 - 4 мм; секции палубы - 2-3 мм.
Два продольных стрингера из стеклопластика, имеющие коробчатый профиль, приформовываются к днищу с помощью «мокрых угольников». Они придают также прочность днищу кокпита. Обе секции корпуса склеиваются между собою по бортовому фланцу и по верхней полке днищевого набора.
«Гамма» показала хорошие мореходные качества при испытаниях на волне высотой от 0,5 до 1,2 м. При ходе под любыми курсовыми углами к волне палуба и кокпит абсолютно не забрызгиваются; ударные перегрузки невелики.
Днищевые ветви шпангоутов выполнены выпуклыми, что придает днищу хорошую жесткость. Для этого же, помимо повышения гидродинамического качества, предназначены два продольных редана.
Две основные секции корпуса - обшивка и палуба с кокпитом, формуются в матрицах с нанесением на рабочие поверхности форм декоративного слоя. Для формования применяется связующее на основе смолы НПС-609-21М и стеклоткань марок СЭ-01, Т-11-ГВС-9; 56-ГВС-9. Толщина наружной обшивки 3 - 4 мм; секции палубы - 2-3 мм.
Два продольных стрингера из стеклопластика, имеющие коробчатый профиль, приформовываются к днищу с помощью «мокрых угольников». Они придают также прочность днищу кокпита. Обе секции корпуса склеиваются между собою по бортовому фланцу и по верхней полке днищевого набора.
«Гамма» показала хорошие мореходные качества при испытаниях на волне высотой от 0,5 до 1,2 м. При ходе под любыми курсовыми углами к волне палуба и кокпит абсолютно не забрызгиваются; ударные перегрузки невелики.
Кокпит
В кокпите моторной лодки, имеющем размеры 1,95x1,25 м,
размещены четыре сиденья. Их расположение спинками друг к другу обеспечивает
носовую центровку лодки, предпочтительную для данных обводов корпуса. Кресла
могут быть разложены в два спальных места; под ними оборудованы вместительные
рундуки. Для хранения мелких предметов могут быть использованы «карманы»,
имеющиеся между бортами и зашивкой кокпита. Стационарный топливный бак емкостью
50 литров установлен под рецессом у транца; от кокпита топливный отсек отделен
откидной крышкой-столиком. Размеры рецесса позволяют устанавливать два подвесных
мотора.
Подпалубный объем в носовой части лодки используется для размещения снаряжения. От брызг и ветра пассажиров защищает гнутое лобовое стекло и высокие бортовые комингсы. Палуба в носовой части выполнена нескользящей, а кокпит вместе с комингсами и палубой отформован таким образом, что не требуется установка деревянных пайолов.
Подпалубный объем в носовой части лодки используется для размещения снаряжения. От брызг и ветра пассажиров защищает гнутое лобовое стекло и высокие бортовые комингсы. Палуба в носовой части выполнена нескользящей, а кокпит вместе с комингсами и палубой отформован таким образом, что не требуется установка деревянных пайолов.
Время разгона
Время разгона мотолодки до полной скорости составляет 4-10 секунд в зависимости от нагрузки; радиус поворота на малом ходу 3-4 м, на полном - 8-10 м.