Промысловый бот Ямато

Японский промысловый бот «Ямато» (Рис. 41) и его современные варианты (Рис. 42), как правило, беспалубные суда  L=6-9 м, хотя при необходимости, в тех же самых обводах строятся палубные суда L≤18-20 м. Боты L≥7 м обычно оснащаются сегодня рубкой, располагаемой в корме, либо в средней части. Их архитектура характеризуется значительным удлинением (L/В=4-5) низкими бортом и кормой, острым, несколько приподнятым носом.

Рис. 41. Промысловый бот «Ямато» традиционной конструкции.

Рис.42 Современный вариант бота «Ямато»

Встречаются варианты как круглоскулых, так и остроскулых обводов. В Японии распространён вариант «шестигранного» миделя с плоским участком днища (Рис. 16). Такое плоское днище, нередко оснащённое килями-полозьями, облегчает вытаскивание судна кормой на берег, а также спуск его на воду. Эти же кили-полозья выполняют функцию демпферов при бортовой качке.

Само же плоское днище, достаточно широкое в кормовой части на современных скоростных промысловых ботах играет роль гидролыжи при движении в режиме глиссирования. Суда с такими обводами развивают скорость до 30, а иногда до 40 узлов. Мощность двигателей устанавливаемых на них лежит в пределах от 40 до 130 кВт. Это не случайно, ведь обводы «Ямато» сочетают в себе «глубокое V» и гидролыжу.

За пределами Японии на Дальнем Востоке, на Байкале, в Западной Сибири и на Волге встречаются подобные суда как с остроскулыми («шестигранными») обводами (прежде всего т.н. дальневосточные кунгасы), так и с круглоскулыми обводами. По образцу таких промысловых судов создавал свою знаменитую «Либердаде» Слокам (Рис. 43).


Рис. 43
Судно «Либердаде» (L=10,5м, В=2,25 м)

Этот тип судов отличают высокая мореходность, хорошие ходовые качества, в том числе на веслах, и особенно под парусами (при установке швертов). Это подтверждают успешные трансокеанские (через Атлантический, Индийский и Тихий океаны) Рафаэллы Гувелло на т.н. «виндсерферах» (Рис. 44, Рис. 45).

Их размерения (L=7-8 м, В=1,6 м) боковой контур, форма ватерлинии, плоское днище в значительной мере соответствуют размерениям и формам ботов «Ямато», но со скруглённой скулой. Вооруженные одним парусом площадью от 5 м2 до 8 м2 подобные «виндсерферы», оборудованные палубой и внутренними помещениями с низкой каютой-убежищем (Рис. 46) способны развивать под парусом скорость до 22 узлов.

 
Рис. 44 Боковой вид виндсерфера
Рис. 45 Виндсерфер на ходу под парусом


Рис. 46. Каюта-убежище на виндсерфере

Промысловые боты с подобными обводами для движения оснащаются как парусами, вёслами, так и моторами, подвесными (Рис. 47), в том числе мотор-вёслами (разновидность подвесного мотора, отличающаяся длинным гребным валом, параллельным коленчатому валу двигателя и расположенным наклонно к поверхности воды. М-В имеет цапфы у двигателя, позволяющие изменять наклон мотора в вертикальной плоскости, например для уменьшения осадки судна при прохождении мелководья. Управление лодкой по курсу осуществляется вращением М-В относительно вертикальной оси), либо стационарными.


Рис. 47. Бот « Ямато» с подвесным мотором

Важным требованием в этом случае, становится соответственно, по ём винта при подходе к берегу, вытаскивании лодки на берег, проходе над сетями. Проблема легко решается при установке подвесного мотора. В случае же использования стационарного двигателя возможны два варианта: защита винта развитыми вертикальными бортовыми килями с окнами для подтока воды, как это сделано на промысловом боте для побережья Западной Африки (Рис. 48), или оборудование судна устройством излома гребного вала (Рис. 49), что делается на большинстве японских промысловых ботов. При этом гребной винт и вал убираются в специальную нишу. Винт - один, большого диаметра.


Рис. 48. Промысловый бот для побережья Западной Африки.


Рис. 49. Устройство излома  гребного вала. 1 — ручка для подъёма; 2 - опорная планка; 3 — кронштейн; 4 — карданный шарнир;5 - крепление дейдвуда к корпусу; 6 — дейдвуд с уплотнением; 7 - карданный шарнир; 8 - вал, 9 - винт.

Классические боты «Ямато» оснащаются одной или двумя мачтами с рейковыми парусами. Мачты располагаются в нос от миделя, оставляя среднюю и кормовую части свободными для размещения груза или для работы с рыболовными снастями.

На крупных современных ботах L=18-20 м может устанавливаться парусное вооружение шхуна или кэч. Многие современные боты (даже скоростные, ходящие на моторе со скоростью 30 узлов и более) в корме, тем не менее, несут бизань с бермудским парусом (Рис. 50).


Рис. 50. Бот типа «Ямато» с бизанью.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100