Подвесной водомёт Ветер

Подвесной водомет «Ветер» на базе лодочного мотора «Вихрь»

Среди первых отечественных разработок такого рода представляет интерес подвесной водомет «Ветер» на базе лодочного мотора «Вихрь», промышленный образец которого был изготовлен еще в 1970 году. Выступающий ниже днища всего на 15-20 мм водозаборник водомета практически защищен корпусом и обеспечивает проходимость лодки на глубинах до 30 см. При плавании по сильно засоренным или заросшим водоемам, когда приходится снижать обороты, т. е. на водоизмещающий режим, скорость поступления воды в водозаборник уменьшается, и засасывания водорослей не происходит.

Применение мощного двигателя связано и с определенными техническими трудностями. Как известно, подобные моторы должны быть оборудованы разъединительной муфтой, обеспечивающей нейтральный ход. Для этого на водомете должна быть установлена специальная помпа охлаждения, так как на нейтрали подача воды из зоны повышенного давления движителя невозможна.

Среди других достоинств водомета необходимо упомянуть высокий удельный упор (кг/л. с.), который обычно на 20-25 % больше, чем у винтового движителя. Это позволяет быстрее выходить на глиссирование, что, в свою очередь, значительно повышает маневренность лодки. Например, водомет позволяет совершать повороты даже на максимальной скорости, причем диаметр циркуляции составляет 1-1,5 длины корпуса. Это, как известно, втрое меньше, чем при использовании гребного винта. Схема водомета показана на рис. 54.

Рис. 54. Схема подвесного водометного мотора «Ветер».
1 — двигатель лодочного мотора «Вихрь»; 2 — резиновый амортизатор; 3 — гайка регулировки положения движителя по высоте относительно днища лодки; 4 — опора подвески; 5 — ось поворота мотора; 6 — корпус подвески; 7 — вертикальный вал (рессора); 8 — шестерня ведущая, Z = 19; 9 — промежуточный валик редуктора; 10 — распорная втулка; 11 — подшипник радиально-упорный № 36204; 12 — шестерня ведомая, Z = 20; 13 — пластина защитной решетки (7 шт.); 14 — шпилька крепления корпуса редуктора к водозаборнику М8 (5 шт.); 15 — водозаборник; 16 — корпус редуктора; 17 — подшипник радиальный №205; 18 — обтекатель; 19 — вал ротора; 20 — ротор четырехлопастный; 21 — сопло; 22 — ступица спрямляющего аппарата; 23 — трубка отбора воды в систему охлаждения; 24 — дейдвуд; 25 — реверсивная заслонка.

Основные характеристики водометного движителя:

Диаметр ротора, м

0,143

Число лопастей ротора

4

Дисковое отношение

0,9

Шаг ротора, м

0,130

Максимальное число оборотов ротора, об/мин

4580

Площадь выходного сечения сопла, м2

0,0115

Относительное сжатие сопла

0,788

Число лопаток спрямляющего аппарата

5-6

Угол установки лопаток спрямляющего аппарата

18°

По своим пропульсивным характеристикам данный водомет не уступает многим отечественным винтовым моторам. Поэтому, несмотря на почтенный возраст данной разработки, представляется целесообразным остановиться на конструктивных особенностях водомета. Водозаборник этого мотора имеет по периметру две шайбы. Нижняя шайба служит для формирования потока на входе в водозаборник и устранения возможности прососа воздуха в приемное отверстие по корпусу водозаборника, верхняя — для уменьшения брызгообразования и замывания корпуса потоком воды. Этим достигается значительное снижение сопротивления водозаборника (рис. 55).

Рис. 55. Общий вид

На корпусе водозаборника имеются приливы для крепления редуктора с помощью 5 шпилек М8. При изготовлении водозаборник можно отливать заодно с корпусом редуктора. Спрямляющий аппарат также может быть выполнен заодно с корпусом сопла или съемным. В первом случае стальные лопатки устанавливаются в форму для отливки ступицы аппарата и корпуса сопла. Для прочного сцепления с материалом сопла ступицы (силумин) на торцевых кромках спрямляющих лопаток выполняются насечки в виде зубцов.

При изготовлении съемного спрямляющего аппарата лопатки привариваются к ступице и наружному кольцу, имеющему посадочный диаметр 150 мм. Съемный спрямляющий аппарат удобен тем, что позволяет быстро заменять лопатки или зачищать поврежденные кромки в условиях эксплуатации.  Другие же основные детали этого водомета не имеют принципиальных отличий от деталей описанных выше моделей. Размеры ротора приведены на рис. 56.

Рис. 56. Ротор.

Реверсивное устройство выполнено в виде заслонки, прикрепленной к соплу. Ее поворот, изменяющий направление вытекающей струи, осуществляется посредством шарнирных тяг. Предусмотрена регулировка положения движителя относительно днища лодки, позволяющая применять мотор на лодках с разной высотой транца (от 380 до 405 мм). Регулировка осуществляется вращением двух гаек, ввернутых в корпус подвески мотора. Максимальная скорость лодки достигается при глубине погружения носка водозаборника ниже днища на 15-20 мм. Испытания мотора, проведенные авторами разработки на «Казанке», показали, что лодка с одним человеком выходит на глиссирование за 6 сек., проходя 25 м; с четырьмя пассажирами — за 9 сек., проходя 45 м.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100