Спуск мотолодки Прогресс на воду

Перед спуском мотолодки на воду следует еще раз убедиться в правильности расположения и надежности крепления крыльев. Первый выход нужно делать, приняв начальные углы установки крыльев. Необходимо обратить внимание на отсутствие «закрутки» плоскостей крыльев и симметричность углов установки.

Обычно мотолодка с правильно изготовленными крыльями быстро выходит из воды и легко движется на крыльях; при этом требуется лишь небольшая доводка (подбор оптимальных углов атаки) для получения устойчивого движения во всем диапазоне скоростей. Уточнив углы установки крыльев, необходимо всесторонне испытать судно: установить его скоростные, мореходные и маневренные качества, убедиться в полной безопасности плавания на нем. Водоизмещение катера должно при этом соответствовать расчетному. Во время испытаний на нем не должно быть лишних пассажиров: для управления и наблюдения достаточно двух человек. Загрузка регулируется с помощью балласта, размещаемого и надежно закрепляемого на штатных местах пассажиров. Рекомендуется для контроля взвесить катер и определить положение его ЦТ по длине.

Во время испытаний необходимо соблюдать следующие правила:

  • первые выходы следует проводить при тихой погоде, проверив исправность двигателя и систем управления;
  • все участники испытаний должны уметь плавать и иметь индивидуальные спасательные средства;
  • загрузка катера должна быть такой, чтобы крен на плаву не превышал 1 град.;
  • перед началом разгона лодки необходимо убедиться, что путь свободен и нет опасности внезапного появления на курсе других судов, плавающих людей и предметов; нельзя проводить испытания в местах скопления других судов и буйков, в непосредственной близости от пляжей, на узких и мелководных фарватерах, в местах, засоренных топляками, мусором;
  • набор скорости необходимо производить постепенно; перед каждым новым увеличением скорости хода необходимо убедиться в нормальной работе рулевого устройства и достаточной устойчивости лодки на прямом курсе и при маневрировании; при опасных явлениях (внезапно увеличивающийся крен, зарывание корпуса, потеря устойчивости на курсе и управляемости) скорость хода необходимо уменьшить и выяснить причины, вызываюшие эти явления.

При испытаниях могут наблюдаться несколько характерных ситуаций:

  1. Лодка не выходит на крылья (она должна выйти сначала на носовое, а затем на кормовое крыло). Причиной может быть малый угол атаки носового крыла. Необходимо попробовать изменить центровку или, если это не дает результатов, постепенно по 15-20у) увеличить угол установки носового крыла; одновременно можно несколько — на 10-20' — уменьшить угол установки кормового крыла. Угол атаки носового крыла следует подобрать так, чтобы лодка легко выходила и устойчиво двигалась на нем с дальнейшим увеличением скорости.
  2. При продолжении разгона лодка, идущая на носовом крыле, не выходит на кормовое. Устранить этот недостаток можно, увеличивая угол установки кормового крыла. Если при этом лодка перестанет выходить на носовое крыло, следует увеличить и его угол атаки.
  3. После выхода на крылья их погружения отличаются от расчетных (стойки носового крыла должны выходить из воды на 20-30 мм, концы плоскостей кормового крыла — на 80-100 мм). Уменьшение погружения крыльев крайне нежелательно, так как может привести к опасному снижению поперечной остойчивости мотолодки. Для регулировки погружения крыльев их углы атаки следует постепенно (по 10') увеличивать или уменьшать.
  4. При разгоне наблюдается плавное увеличение погружения носового крыла. Угол атаки носового крыла следует увеличить, а кормового — уменьшить. Если появляются резкие провалы — угол атаки носового крыла чрезмерен, что приводит к срывам потока и потере подъемной силы. Для ликвидации провалов угол атаки носового крыла следует уменьшить, а кормового — увеличить.
  5. При выходе на крылья появляется небольшой крен. Чтобы лодка шла без крена, надо увеличить на 5-10' углы атаки крыльев со стороны фена или уменьшить на ту же величину с противоположного борта. После того, как удалось добиться устойчивого движения на крыльях при полной скорости и расчетном водоизмещении, следует провести аналогичные испытания лодки — при выбранных углах атаки и с подбором их оптимальных значений — при других нагрузках (выбор оптимальных условий движения может выполняться и при помощи изменения центровки лодки по длине).

Рекомендуется составить таблицу оптимальных углов установки крыльев в зависимости от нагрузки, и в дальнейшем пользоваться ею во время повседневной эксплуатации лодки.

После испытаний для выбора углов установки крыльев следует провести комплекс маневренных и мореходных испытаний, чтобы объективно и всесторонне оценить эксплуатационные возможности лодки. Испытания являются одновременно и проверкой прочности крыльевого устройства. После мореходных испытаний лодку и крылья необходимо тщательно осмотреть. При обнаружении поломок, трещин и деформаций следует выяснить причины их появления и усилить конструкции соответствующего узла.

Только после проведения всесторонних испытаний катер можно считать пригодным к эксплуатации. Следует помнить, что при плавании на крылатом судне необходимо повышенное внимание к обеспечению безопасности. Особенно опасны встречи с плавающими предметами и посадка на мель. Удар на скорости 50 км/час приводит не только к поломке крыльев или опасному крену и заливанию лодки, но и к резкому смешению грузов и пассажиров. Мгновенная остановка на такой скорости равносильна удару при падении с четвертого этажа.

Следует предупредить водномоторников, решивших оборудовать свой катер крыльями, еще об одной опасности. Из-за повышенных скоростей такой мотолодки подвесной мотор со стандартным гребным винтом неминуемо будет развивать обороты значительно больше номинальных, а это обязательно приводит к серьезным поломкам двигателя. На рис.31 приведен чертеж винта для мотора «Вихрь», который позволит избежать этой опасности.

Средний шаг этого винта увеличен по сравнению со стандартным на 20%. Для предотвращения подсасывания воздуха к винту шаг винта сделан радиально-переменным. Для упрощения технологии винт рекомендуется делать двухлопастным из стали. При изготовлении из легкого сплава толщины сечений лопастей винта должны быть увеличены в 1,5 раза. Такой винт особенно необходим при эксплуатации лодки при неполной загрузке или в двухмоторном варианте.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100