Швартовка маломерного судна к причалу в простых условиях

Швартовка к причалу в простых условиях

Этот маневр судоводителю приходится совершать довольно часто. При этом необходимо учитывать какого вращения винт установлен на маломерном судне.

На рис. 233 схематично изображен подход судна с винтом правого вращения.

Рис. 233. Подход к причалу без ветра и течения.

При подходе левым бортом судно с винтом правого вращения направляется к пирсу (причалу) под углом 20-30° и не доходя до намеченного места швартовки (А), в зависимости от инерции и имеющегося хода, руль ставится в положение "прямо" и дается задний ход. Движение вперед погасится, а корма уйдет влево к причалу. Остается подать и закрепить швартовые концы.

При подходе правым бортом судно следует удерживать параллельно причалу на малом ходу. На расстоянии, обеспечивающем погашение инерции переднего хода, двигатель останавливается ("стоп") и, подойдя к намеченному месту (В) проводится швартовка. Если не удалось правильно рассчитать погашение инерции и судно "проскакивает" место швартовки, то необходимо положить руль "право" и дать задний ход. Инерция будет погашена, а корму не отбросит.

При подходе к причалу с винтом левого вращения левым бортом судно удерживается параллельно причалу, если возникает необходимость погасить инерцию дается задний ход и руль перекладывается "лево", что обеспечит остановку судна параллельно причалу. Подходя на этом же судне правым бортом, курсовой угол на точку швартовки составляет 20-30° при прямом руле. В нужный момент дается задний ход и корма подойдет к причалу.

Швартовка к причалу при ветре

Швартоваться в условиях ветренной погоды сложнее, чем в штиль. Отсутствие опыта осуществлять этот маневр при сильном ветре, нередко приводит к удару судна о причал, что может повредить корпус, либо вызвать другие негативные последствия.

Техника подхода судна к причалу с наветренной стороны изображена на рис. 234.

Рис. 234. Подход к причалу без ветра и течения

Из положения I судоводитель рассчитывает скорость и курс движения к причалу с учетом сноса (дрейфа) под действием ветра таким образом, чтобы судно остановилось параллельно причалу в положении II на расстоянии 2-3 ширины корпуса судна. При этом в наиболее сложных условиях нередко приходится подрабатывать двигателем "вперед", "назад" и перекладывать руль, заранее прогнозируя поведение судна (уклонение носа или кормы).

Из положения II судно под действием ветра сдрейфует к месту стоянки III. Удар о стенку причала предотвращается путем использования кранцев и отпорных крюков.

Швартовка при отжимном ветре происходит под более тупым углом к причалу. В положении 2 крепится нос судна, затем подтягивается корма. Маневрирование при подходе к причалу в случае действия прижимного или отжимного течения производится аналогично. Навыки швартовки рекомендуется приобретать с использованием поставленной на якорь резиновой лодки. Тренировка подхода к ней различными способами безопасна и судоводитель довольно быстро осваивает технику швартовых операций. Для этих целей можно использовать небольшой деревянный плот, щит или бревно. Находясь на плаву и не имея большого веса, эти предметы не очень опасны при случайных ударах судна о них на небольших скоростях. После приобретения достаточных навыков на тренировках, можно решиться на самостоятельный подход к стационарному причалу, желательно в присутствии опытного судоводителя (либо инструктора) на борту. Следует знать, что техника маневрирования  при швартовых операциях незнакомым судном, маневрирование необходимо осуществлять предельно осторожно, т.к. судоводитель заранее не может предвидеть как поведет себя это судно в том или ином случае.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100