Самодельная деревянная рабочая лодка

Дерево - самый старый судостроительный материал, который сохраняет свое значение, несмотря на широкое применение многих новых материалов. Более того, в последние годы деревянные суда и лодки вновь стали приобретать популярность.

Легкие пластмассовые корпуса трехслойной конструкции («сэндвич») хотя и могли бы конкурировать с деревянными корпусами облегченной конструкции, но до сих пор не показали приблизительно одинаковой прочности и долговечности.

Дерево хотя и поглощает воду, но благодаря стойкой эластичной структуре клеток не подвержено эрозии. Опасность загнивания древесины можно свести до минимума правильным выбором породы и использованием соответствующей предварительной обработки (консервации) и современных лакокрасочных покрытий.
Природным недостатком древесины как судостроительного материала является различная прочность вдоль и поперек волокон.

Благодаря изобретению фанеры и многослойных клееных конструкций устранен не только этот, но также и другой природный недостаток древесины: ее деформация в зависимости от влажности. Фанера принимает исключительно мало воды, так как клетки древесины, уменьшенные методом усушки до 6-8%, благодаря совершенной изоляции почти не впитывают влагу (ряд сортов бакелизированной фанеры - предназначенной для судостроения). Благодаря склеиванию нескольких слоев древесины вдоль и поперек волокон достигается приблизительно одинаковая прочность фанеры в обоих направлениях. В третьем направлении, а именно в направлении толщины листа, фанера все же обладает незначительной прочностью и при проектировании и постройке надо учитывать.

Таким образом, самодельная деревянная рабочая лодка может быть построена с использованием в качестве основного материала - как дерева, так и фанеры, в связи, с чем возможно несколько вариантов конструкции. Рассмотрим последовательно каждый из них.

Лодка из фанеры Шкипер-РПХЛ

Фанера, как и любой другой листовой материал, нуждается в хорошем подкреплении набором с тем, чтобы исключить ее «работу» как мембраны - со знакопеременными колебаниями. Современная тенденция сводится к применению преимущественно продольного набора, опирающегося на редко поставленные жесткие поперечные шпангоутные рамы или переборки. В качестве набора используются фанерные же элементы конструкции, такие как поперечные и продольные переборки, стенки рундуков, воздушных отсеков и т.п.

Процесс постройки лодки можно разбить на ряд базовых частей:

  1. Изготовления киля;
  2. Изготовления шпангоутных рам;
  3. Изготовление внутренней несущей рамы, состоящие из двух поперечных балок, оба из которых выполняют функцию транца, и двух продольных балок, которые будут выполнять две функции:
      а) Обеспечения воздухонепроницаемости;
      б) Обеспечения продольной прочности;
  4. Сборка киля и шпангоутных рам на внутренней несущей раме;
  5. Изготовление скуловых балок;
  6. Монтаж скуловых балок на набор, состоящий из киля и шпангоутных рам;
  7. Монтаж обшивки шлюпки;
  8. Проклейка и герметизация швов обшивки;
  9. Изготовление и установка продольных балок.

Примечание 1. Весь набор (все детали и узлы) рекомендуется изготавливать из бакелизированной судостроительной фанеры или фанеры марки ФСФ (желательно высшего класса).

После установки (монтажа) на набор и последующей герметизации швов, рекомендуется покрыть поверхности минимум три раза водостойкой пропиткой (например - Пинотекс); с последующим покрытием лакокрасочными материалами (ЛКМ), растворяемые уайт - спиритом).

Примечание 2. Производитель ЛКМ (импортный или отечественный -качественный) - не имеет значение;

Киль.

Основу конструкции составляет киль толщиной 40 мм. Изготовление возможно из фанеры марки ФСФ или бакелезированной судостроительной, толщина киля порядка 40 мм. Киль необходимо пропитывать нитрокраской (качественной) минимум 4-6 раз, после чего подтёки зачистить «мелкой» наждачной бумагой. Возможен вариант изготовления составного киля. Пазы заделать эпоксидной смолой.

Поперечный набор можно делать из фанеры марки ФСФ толщиной порядка 18-20 мм. Весь набор пропитать нитрокраской два раза, а торцы пропитать минимум 4 раза.

Одним из самых трудоёмких элементов является скуловая продольная балка. Для изготовления рекомендуется взять 2 бруска высшего качества (без сучков - особое внимание уделить месту изгиба). Для упрощения создания гнутой части скуловой балки, ту часть, которую предполагается согнуть, следует в обязательном порядке положить в воду и прокипятить её минимум 40 минут.

Примечание 3. Данную операцию будет удобно провести на открытом огне (костре или газе). Для этого можно взять стальную трубку, диаметром 80-100 мм и одну сторону наглухо заварить с применением сварки.

Шпангоутные рамы можно изготовить как из цельного куска фанеры, путём вырезания из него электролобзиком или пилой, так и составными из отдельных деталей, например из реек, либо из фанеры толщиной не менее 14 мм.
Наружная обшивка и переборки выполняются из фанеры толщиной 4-6 мм на наборе из реек (сечением 20x20 мм или 20x40 мм) и досок (толщиной 20 мм).

Примечание 4. Большим преимуществом конструкции лодки является то, что проклейка стыков швов по пазом как снаружи, так и изнутри лентами из стеклоткани но эпоксидном связующем не представляет проблемы благодаря легкому доступу внутрь бортовых незамкнутых отсеков.

Продольная переборка для удобства крепления к ней узлов фиксации навесного оборудования может изготавливаться из доски толщиной до 20 мм. Привальный брус.

Экономически целесообразно изготавливаться составным из дерева 1-ого класса.

Теперь рассмотрим второй вариант изготовления лодки из дерева.

На малых рабочих шлюпках с днищем в виде гидролыжи и с вертикальными бортами возможен вариант изготовления из сплошных досок не только продольных переборок, но и бортов прилегающих к палубе. В таком случае появляется возможность отказаться от балок продольного набора в районе ширстрека и скулы, что несколько упрощает конструкцию. При этом крепление палубы и скулового листа осуществляется шурупами непосредственно к борту.

Основу конструкции такой шлюпки составляют две продольные рамы, состоящие из продольных переборок, скреплённых с кильсонами. Нижняя поверхность кильсонов имеет скос под углом соответствующим углу подъёма скулы.

Рамы (правого и левого бортов) соединяются между собой посредством транцев, траверсных переборок, банок (сидений) и днищевых флоров. По бортам к конструкции крепятся шпангоутные рамы и борта. После чего конструкция обшивается фанерой, начиная с палубы. Днище зашивается в последнюю очередь, после чего устанавливается и крепится килевая балка.

Если же приоритетом является снижение массы, что для малых лодок порой оказывается определяющим, то может быть применён вариант с бортами и продольными переборками из фанеры. При этом в конструкцию борта вводятся стрингеры из реек сечением 20x20 мм либо 30x30 мм. Продольные переборки в этом случае собираются на рамах из реек и досок.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100