Рекомендации судоводителям маломерных судов, выходящим в прибрежное плавание

Определение места судна в море

Эти рекомендации предназначены судоводителям, чьи катера и моторные лодки не имеют современных навигационных и технических средств, обеспечивающих точный контроль за движением судна в море.

Следует иметь ввиду, что изложенные далее советы направлены на то, чтобы помочь судоводителю маломерного судна, потерявшему ориентировку в море, хотя бы приближенно определиться с местом нахождения судна и принять соответствующее решение по правильному выбору дальнейшего курса.

1. Если маломерное судно не имеет навигационных приборов для измерения расстояния до известного ориентира, то это расстояние приближенно можно определить:

  • с помощью бинокля с сеткой (метод рассмотрен ранее);
  • с помощью прозрачной миллиметровой линейки: на вытянутой руке по линейке замечается количество делений, соответствующих высоте ориентира (маяка). Расстояние до ориентира определяется по формуле:



где:     S - расстояние, мили;
Н - высота ориентира над уровнем моря (дана в пособиях и на карте, метры);
n - число миллиметровых делений линейки.

2. Если на судне отсутствует пеленгатор, то направления на ориентиры (маяки) можно определить следующими способами:

  • Способ двух последовательных курсов (рис. 227). На малом ходу судно ложится на первый ориентир (маяк) и замечается КК1 , который соответствует КП, на этот ориентир. Затем судно ложится на второй ориентир и по компасу снимается КК2 , соответствующий второму компасному пеленгу.

Рис. 227. Пеленгование способом двух последовательных курсов.

Компасные пеленги исправляются поправкой компаса и прокладываются на карте, как две линии положения. Пересечение линий дает обсервованное место.

Рис. 229. Определение направлений в море: а) по Солнцу, б) по Полярной звезде.

  • Способ прямого угла. В этом случае судно следует курсом на один из ориентиров, пока второй ориентир не окажется на траверзе (рис. 228).

Рис. 228. Определение места судна способом прямого угла

В этот момент замечается точный ККА , который будет соответствовать первому компасному пеленгу. Затем рассчитывается второй компасный пеленг по формуле: КП2 = ККA + 90°,0. Пересечение истинного курса с траверзным пеленгом даст место судна на карте.

3. Если судоводитель потерял ориентировку в море и на судне нет компаса, то определить направление можно следующим образом:

  • По Солнцу. В средних широтах Солнце за 1 час проходит примерно 15° видимого пути. Оно восходит точно на востоке, а заходит на западе только в дни равноденствия - 21 марта и 23 сентября. Обычно на востоке Солнце находится в 7 часов, на юге - в 13 час, на западе -в 19 часов. Учитывая эти сведения с помощью часов возможно определить стороны горизонта в любой момент солнечного дня. Для этого часы располагаются горизонтально так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце (рис. 229, а). Угол между часовой стрелкой и цифрой 1 условной линией делится пополам. Направление этой линии приближенно указывает на юг. Определив это направление, не составляет труда найти остальные стороны горизонта. До полудня делится на циферблате угол, который часовая стрелка должна пройти до 13 часов, а после полудня - угол, который стрелка прошла после 13 часов. Следует иметь ввиду, что этот способ является приближенным и ошибка может составлять от нескольких градусов до десятков градусов.

  • По Полярной звезде. Полярная звезда входит в созвездие Малой Медведицы и находится почти точно на севере.

    Полярную звезду на небесной сфере легко найти с помощью созвездия Большой Медведицы, которое состоит из семи звезд (рис. 229, б), образующих фигуру в виде ковша с ручкой. Створ двух внешних звезд указывает на Полярную звезду. Мысленно отложив по этому направлению пять расстояний, равных между внешними звездами Б.Медведицы створная линия даст Полярную звезду. Определив направление на Nd , судоводитель легко определит остальные направления.

  • По полной Луне. Полная Луна всегда находится точно против Солнца, поэтому в 1 час ночи она указывает на юг, в 7 часов - на запад, а в 19 часов - на восток. Учитывая указанные обстоятельства, а также то, что часовая стрелка в 12 часов и 24 часа находится на одном и том же месте, стороны горизонта по полной Луне и часам определяются точно также как и по Солнцу.

  • По транзисторному радиоприемнику. В условиях плохой видимости или вне видимости береговой черты, имея на судне навигационную карту и транзисторный радиоприемник, можно опознать приближенное место нахождения судна.
    Береговые радиомаяки обычно работают на волнах 900-1000 м. Настроившись на волну работы известного радиомаяка ( определяется по позывным радиостанции) производится радиопеленгование с помощью плавного вращения приемника вокруг оси. При этом, опуская теорию зависимости диаграммы направленности антенны и силы звукового сигнала, следует запомнить, что наибольшая громкость приема сигнала будет тогда, когда радиоприемник обращен к радиостанции своей лицевой или тыльной стороной, а минимальная слышимость (или потеря слышимости) - при приеме сигнала с торца приемника.

    Пеленгование осуществляется по минимуму слышимости в следующем порядке. Берется планшет с нанесенной азимутальной сеткой и размерами несколько больше длины приемника. Расположив планшет линией N - S (0° - 180°) вдоль или параллельно диаметральной плоскости судна, настроенный на волну работы известного радиомаяка приемник плавно вращается судоводителем на планшете для определения курсового угла на радиостанцию (РКУ). Как только будет получена минимальная слышимость получаемого сигнала, замечается компасный курс. С планшета снимается РКУ и рассчитывается обратный радиопеленг (ОРП).

ОРП = КК + ΔК + РКУ ± 180°

Полученное значение ОРП прокладывается с радиомаяка на карте в качестве линии положения. Запеленговав два или три радиомаяка аналогичным способом и проложив линии положения на карте, можно получить приближенное место судна.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100