Река, основные элементы рек

Основные элементы рек

Река - это водоток, имеющий четко выраженное русло и питающийся атмосферными осадками и грунтовыми водами со своего водосбора.

Речные термины:

Исток реки - место начала реки, с которого начинается постоянное течение воды. Истоком может служить родник, болото, озеро, ледник.
Долина реки - пониженная часть земной поверхности, по которой протекает река. Образование речных долин связано с геологическими процессами, деформациями земной коры, действием ледников и размыванием берегов самой рекой.
Русло - пониженная часть долины реки, по которой осуществляется сток воды при ее самых низких уровнях (без затопления поймы).
Стрежень - условная линия, соединяющая на водной поверхности реки точки с наибольшей глубиной русла и максимальными скоростями течения.
Пойма - часть речной долины, периодически затапливаемая при высоких подъемах уровня воды (половодье, паводок).
Коренные берега - участки земной поверхности, ограничивающие долину реки с боков.
Старица - старое русло, бывшая излучина, спрямленная новым руслом и изолированная от него. Со временем старица мелеет, заиливается, зарастает кустарником или превращается в болото.
Остров - небольшой покрытый растительностью участок суши, омываемый со всех сторон водой.
Осередок - наносное (без растительности) образование в русле, омываемое водой со всех сторон.
Приверх - верхняя по течению часть острова, осередка.
Ухвостье - нижняя по течению часть острова, осередка.
Рукав - часть реки, которая образовалась при разделении русла островом.
Ход - часть реки, которая образовалась при разделении русла осередком.
Протока - рукав, проходящий по пойме в стороне от основного русла.
Урез воды - линия пересечения поверхности воды с берегом
Заплесок - узкая полоса отлогого берега, примыкающая к воде.

Судоходная терминология:

Судовой ход (фарватер) - водное пространство на внутреннем водном пути (реке), предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и (или) карте.
Ось судового хода - условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками.
Кромка судового хода - условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине.
Полоса движения - часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой.
Основной судовой ход - судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе.
Перевал судового хода - переход судового хода от одного берега к другому.
Затон - часть обмелевшей на верхнем конце излучины реки, оборудованная для стоянки судов.
Рейд - часть русла реки, выделенная для стоянки судов.
Акватория - водное пространство в пределах рейда, затона, порта.

Колебания уровней воды в реке.

Уровень воды - это высота поверхности воды в водном объекте над условной горизонтальной плоскостью сравнения.
Половодье - фаза водного режима реки, повторяющаяся в данных климатических условиях ежегодно (практически в одно и тоже время года) с наиболее высоким уровнем воды. Половодье вызывается снеготаянием и таянием ледников. В зависимости от климатической зоны и условий половодье может быть весенним, весенне-летним и летним. Продолжительность половодья колеблется от двух-трех недель до двух месяцев.
Межень - фаза водного режима реки, характеризующаяся длительным периодом низкого уровня воды. За начало межени принимается конец половодья, за окончание - наступление подъема воды во время осенних дождей. В межень реки питаются в основном грунтовыми водами и эта фаза водного режима характерна для летних месяцев (обычно июль-август).
Паводок - фаза водного режима реки, характеризующаяся кратковременными и нерегулярными подъемами уровня воды, вызываемыми дождями или снеготаянием во время оттепелей. Продолжительность паводка - от недели до месяца. Кроме перечисленных водных режимов следует отметить такое характерное явление для ряда территорий, как наводнение.
Наводнение - затопление территорий водой по различным причинам, как правило, в периоды половодья и паводков, являющееся стихийным бедствием. Регулирование водного режима в навигационный период осуществляется при помощи построенных на реках плотин и водохранилищ.

Навигационные опасности

Навигационные речные опасности можно разделить на три группы:

  • наносные образования в русле
  • искусственные препятствия
  • случайные опасности.
 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100