Протекторная защита корпуса мотолодки

Применение протектора

Электрохимическую коррозию корпуса можно предотвратить с помощью протектора — второстепенной детали или просто пластинки металла с более низким, чем защищаемый металл, потенциалом. В образующейся гальванической паре протектор является анодом и, отдавая свои электроны, разрушается, сохраняя тем самым основную деталь.

Чаше всего для защиты дюралюминиевых и стальных корпусов в качестве протекторов используют пластины из магния, магниевых сплавов или цинка. Важными условиями успешного применения протекторов являются надежный электрический ПРТакт с защищаемой деталью и достаточная масса протектора в пресной воде протекторная защита дает меньший эффект, чем в морской. Схема установки и работы протектора показана на рис. 1.

Рис. 1. Схема работы протектора

Протектор — анод 4 выполняется из более активного металла, чем материал защищаемого корпуса 2. Крепеж (болт, шпилька) служит электрическим проводником, а прокладка 3 — изолятором между протектором и корпусом; 5 — электролит — вода, обеспечивающая работу пары. Стрелки указывают направление тока.

Важно также, чтобы протектор имел чистую неокрашенную наружную поверхность. Если протектор не будет изолирован от корпуса, это может привести кявлению перезащиты, т. е. коррозии металла корпуса вблизи протектора. При использовании цинка в качестве протектора следует учитывать, что он эффективен только при высокой его чистоте (более 99,9%) или в сплаве с 1 — 3% магния. В противном случае протектор быстро теряет свою функцию и покрывается окислами, изолирующими его от воды. Установка протектора позволяет надежно защитить корпус и двигатель от электрохимической коррозии, что избавляет от необходимости ежегодной покраски и подновления защитного покрытия.

На катерах со стационарным двигателем объектом протекторной защиты являются гребной винт, обычно изготовляемый из бронзы или латуни, корпус судна в месте крепления к нему бронзовой арматуры и т. д. В таких случаях протекторы выполняют в виде цинковых шайб, прокладок или обтекателей различной формы.

Электрохимическая коррозия довольно много неприятностей доставляет владельцам мотолодки «Прогресс-2», так как в конструкции корпуса использованы два металла — алюминиевые сплавы и нержавеющая сталь Х18Н10Т (на скуловые накладки). Нержавеющая сталь имеет более высокий потенциал, чем дюраль Д16 — основной материал корпуса.

Для протекторной защиты обычно используют пластины из магния, магниевых сплавов или цинка, которые размещаются равномерно по днищу и укрепляются стальными оцинкованными болтами без нарушения лакокрасочного покрытия. Наиболее подходящим место для крепления пластин на «Прогрессе» являются отверстия для крепления колес. Протекторы из магния или цинка изготавливаются по размерам, указанным на рис. 2, и крепятся четырьмя винтами М10 с потайной головкой.

Рис. 2. Протектор.

Установленные таким образом протекторы не ачияют на скорость, так как при глиссировании выходят из воды. Можно также закрепить два протектора размером 120x40x80 по углам в подводной части транца. В качестве дополнительной защиты стальные брызгоотбойники следует покрыть шпаклевкой или краской на эпоксидной основе. Покрытие наносится с обеих сторон так, чтобы полностью закрыть не только сами брызгоотбойники, но и выступающие в обе стороны заклепки. Как правило, развившаяся коррозия разрушает профиль киля или прилегающие к нему участки обшивки днища, поэтому необходимо и килевой профиль обработать аналогичным образом.

Магниевые протекторы применяются во многих отраслях — на магистральных трубопроводах, емкостях для хранения нефти, коммуникациях различного назначения и т.д. Промышленное производство лодочных протекторов было освоено еще в семидесятые годы, когда начали выпускать два вида протекторов: ПЛМ-0,3 и ПЛМ-0,5. Первый предназначался для лодок типа «Прогресс», а второй был универсальным и подвешивался к любой металлической лодке во время стоянки (рис. 3).


Рис. 3. Подвеска универсальных протекторов типа ПЛМ-0,5 на время стоянки.
1 - винт М4; 2 - шайба; 3 - гайка; 4 - металлическая палуба лодки; 5 - влагозащитное покрытие узла крепления протектора; о - наконечник токопроводящей подвески; 7 - токопроводящая подвеска протектора; 8 - электроизоляция; 9 - магниевая пластина (анод - протектор).

Протекторы типа ПЛМ-0,3 представляют собой магниевьц пластины размером 260x50x15 мм и устанавливаются на подвод, ную часть каждого борта лодки — в гнезда, предназначенньк для крепления колес. Протекторы крепятся винтами М 10x30 которые вворачиваются в штатные гнезда. Предварительно по верхность борта в месте установки протектора очищается от грязи, следов коррозии, масла. На чистую сухую поверхность устанавливаются резиновые изолирующие прокладки; на каждый винт надевается изолирующая втулка, которая исключает контакт между цилиндрической частью винта и нижней частью протектора, а также обеспечивает постепенное срабатывание протектора с его поверхности. Углубление над головкой винта для предотвращения проникновения воды заливается эпоксидным клеем или битумом (рис. 4).

Рис. 4. Крепление протектора ПЛМ-0,3 к корпусу лодки «Прогресс».
1 - заливка эпоксидной смолой; 2 - крепежный винт М10х30; 3 - втулка изолирующая;резиновая трубка 10x0,6, 1=10; 4 - магниевая пластина (протектор); 5 - прокладка резиновая толщиной 1,5 мм; 6 - прокладка резиновая толщиной 5 мм; 7 - корпус лодки; 8 - штатное гнездо крепления навесного колеса.

Когда мотолодка находится на плаву, протекторы погружены в воду и между ними и корпусом протекает гальванический ток. При максимальной интенсивности разрушения протекторов в морской воде срок их службы (до 50% износа) не менее 6 месяцев.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100