Порядок выполнения ремонта пластиковых корпусов

В качестве профилактических мер, препятствующих проявлению осмотического процесса, можно порекомендовать следующие.

Новый корпус лодки из стеклопластика следует строить в сухом помещении или на открытом воздухе, но при невысокой влажности. Прикатывать и приформовывать слои ламината нужно с особой тщательностью, избегая образования пузырьков, каверн и различных неровностей, которые могут служить их основой при укладке следующего слоя. Во время приготовления связующего весьма важным является соблюдение правильного соотношения компонентов, поскольку их остатки могут образовывать локальные зоны с повышенной кислотностью.

Перед спуском на воду необходимо дождаться полной полимеризации пластика, иногда на это требуется до нескол ких недель. Типичными повреждениями пластмассовых судов явля пробоины и трещины в корпусе, отрыв набора, переборок и банок от обшивки, потертости (вплоть доистирания несколь слоев стеклоткани по днищу), выкрашивание декоративн слоя. Во всех случаях хорошее качество ремонта можно получить лишь при соблюдении определенного режима, в первую очередь — температуры и влажности воздуха. Лучше всего ремо тировать лодку в закрытом помещении, в котором можно поддерживать температуру в пределах 16-20°, а влажность не превышает 65%. В теплый безветренный день возможен ремонт и под открытым небом. При необходимости проведения работ при низких температурах (0-18°) связующее надо готовить по особой рецептуре, указанной в табл. 7.

Таблица 7. Состав связующее на основе полиэфирных смол для ремонта при температуре -18С

Рецепт

Компонент

Смола ПН-3

Смола НПС-609-21М

диетаноанилин

Перекись бензоила

аэросип

Содержание, вес. частей

I

96,8

-

0,2

3,0

1,0

II

-

95,6

0,4

4,0

1,5

Мелкие дефекты — царапины, небольшие трещины, выкрашивания декоративного слоя, раковины и вмятины — можно заделать шпаклевкой с последующим прошкуриванием и подкраской. Прежде всего, следует установить границы поврежденного места, удалить все отстающие и «размочаленные» участки стеклоткани, если нужно — «раскрыть» трещину или раковину, сняв с кромок фаски острым инструментом. Затем необходимо зачистить весь район повреждения мелкозернистой шлифовальной шкуркой, удалить пыль и обезжирить поверхность уайт-спиритом.

Шпаклевать царапины, мелкие трещины и раковины можно нитрошпаклевкой типа НЦ-00-8. Для заделки глубоких дефектов нужно применять шпаклевку на основе эпоксидной смолы марки ЭД-5: смола — 100 вес. частей; дибутилфталат (или тиокол) — 15 вес. ч.; каолин — 80 — 100 вес. ч. и полиэтиленполиамин — 12,5 вес. ч. Шпаклевка готовится в строго определенной последовательности. Сначала в эпоксидную смолу вводят дибутилфталат или тиокол и тщательно перемешивают; затем, продолжая перемешивать, добавляют наполнитель — каолин. После тщательного, чт не оставалось комочков, перемешивания в сосуд небольши порциями добавляют отвердитель — полиэтиленполиамин и снова тщательно перемешивают состав. Если используе эпоксидный клей ЭДП, то пластификатор (дибутилфталат и тиокол) не вводят.

Шпаклевку рекомендуется готовить небольшими порция чтобы успеть израсходовать ее до начала полимеризации смолы, т. е. в течение получаса. При 20° эпоксидная шпаклевка застывает за 30 — 40 мин., а полная полимеризация длится 2,5-3 часа. После этого можно зашпаклеванное место зачистить и покрасить.

Сквозные пробоины, как и поверхностные разрушения одн го или нескольких внешних слоев, ремонтируют накладывание (приформовкой) нескольких новых слоев стеклоткани, пропив тайной связующим (табл. 6). При ремонте пробоины предварительно нужно выпилить весь поврежденный участок — до здорового, монолитного стеклоплав стика — и одновременно придать вырезу правильную форму, например прямоугольную со скругленными углами. Затем следуеи разделать кромки, сняв фаску со стороны заделки отверстия на ширину, равную примерно 10 толщинам стенки корпуса (рис. 13)

Рис. 13. Ремонт пробоины: а - опиливание контура; б - разделка скоса кромок; в - деталь приформовки на кромке.
1 - ошивка; 2 - разделительный слой (полиэтилен); 3 - оформитель-накладка с наружной стороны; 4 - заполнение отверстия слоями стеклоткани с перекроем по периметру.

После этого остается зачистить район приформовки заплат вокруг пробоины до обнажения текстуры стеклоткани. Поверхности можно зачищать грубым напильником, наждачной бумагой, скребками, пыль обычно удаляется сухой чистой ветошью. Важно, чтобы на зачищенное место не попали капли масла, жира или воды.

Из стеклоткани выкраивают необходимое количество повторяющих форму выреза заплат с учетом того, чтобы каждая из них была больше предыдущей (нижней) с перекроем на сторону около 10 мм. Резать стеклоткань можно острым ножом или портняжными ножницами.

Лучше всего использовать стеклосетку СЭ-0-1, стеклоткань сатинового переплетения АСТТ(б)-С,-0, жгутовую ткань — стеклорогожу ТЖС-0,7. Следует иметь в виду, что для образования стеклопластика толщиной 5 мм необходимо наложить 10-11 слоев указанной ткани, 20 слоев стеклосетки или 8 слоев стеклорогожи.

За неимением стеклоткани временно для заделки пробоины можно использовать плотную хлопчатобумажную ткань типа бязи на клею. При таком варианте прочность отремонтированных мест будет, естественно, ниже прочности основного материала, однако водонепроницаемость можно гарантировать. Чтобы заплатки не портили вид отремонтированного судна, их обычно ставят изнутри корпуса. Снаружи к обшивке на время работы прижимают изогнутый по обводу кусок фанеры или картона, покрытый разделительным слоем (например, полиэтиленовой пленкой): он будет служить своего рода шаблоном при заполнении отверстия стеклопластиком.

На защищенную поверхность обшивки по краям выреза кистью наносят связующее и затем укладывают в определенной последовательности все заготовленные заплатки. Ткань можно пропитывать связующим до укладки или непосредственно при укладке на место. Нельзя допускать появления воздушных пузырей между слоями. Их удаляют проглаживанием резиновымшпа-телем или простукиванием торцом жесткой кисти. Все слои должны быть хорошо пропитаны связующим: для контроля за его расходом полезно иметь в виду, что его идет примерно столько же по весу, сколько и стеклоткани.

Отремонтированные места после отверждения связующего (обычно через 1-3 дня) зачищают скребком и шкуркой, при необходимости шпаклюют и окрашивают. При заполнении стеклопластиком не сквозных, но сравнительно глубоких наружных повреждений необходимо изнутри подкрепить ремонтируемый участок корпуса, приклеив 2—4 слоя стеклоткани с перекроем относительно границ наружной заделки до 150 — 200 мм по всему периметру.

Приформовка оторвавшихся деталей набора или банок

Сходный порядок работ сохраняется и при выполнении приформовки оторвавшихся деталей набора или банок. Для этой цели используют полосы стеклоткани шириной 60 — 150 мм, выкраиваемые с перекроем кромок каждой нижней, ранее уложенной полосы. Места приформовки также тщательно зачищают для обеспечения хорошей адгезии вновь накладываемого материала с основным материалом корпуса.

Ликвидировать образовавшийся зазор между соединяемыми элементами чаще всего удается простым прижатием с помощью фузов, клина или рычага; в ряде случаев приходится его заформовывать, закладывая жгут стеклоткани на смоле. Оторванные от обшивки присоединительные полки (образовавшиеся во время приформовки при изготовлении лодки) следует удалить — вырубить — на всей длине ремонтируемого участка.

Общая толщина слоев приформовки присоединяемых узлов должна быть примерно равна толщине самого присоединяемого элемента. Если ремонтируется участок отрыва переборки от обшивки, следует там, где это возможно, приформовку производить с обеих сторон переборки. Принципиально метод приформовки пригоден для восстановления лодок после таких тяжелых повреждений как отрыв транца, трещин или даже разлома днища в районе ДП, которые происходят под действием циклических нагрузок, истирания и т. п.

Методика восстановления моторной лодки

В качестве подобного примера ниже рассматривается методика восстановления мотолодки «Дракон», у которой при аварии был вырван транец и корпус разломился надвое по килю. Требовалось состыковать обе половины корпуса, а транец отформовать заново. Подробнее...

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100