Главная / Яхты / Парусные суда, яхты / Материалы для постройки яхт

Материалы для постройки яхт

Из чего только не строят плавсредства для отдыха и развлечений! Порой в ход идут газеты или банки из-под пива. Однако, такая «экзотика» для яхт в правильном их понимании явно не годится. Будем считать, что нас интересуют туристические и круизные яхты. Традиционным материалом в яхтостроении является дерево как в натуральном виде (рейки), так и в виде фанеры различных сортов.

Дерево до сих пор считается непревзойденным материалом для постройки яхт длиной до 10 метров. Используются высококачественные сорта древесины: характеризующиеся почти полным отсутствием сучков, прямослойностью, мелкослойностью, стандартной влажностью около 15%. Для обшивки и некоторых деталей набора применяют хвойные породы: ель, пихта, кедр, реже сосна. Шпангоуты, флоры, стойки в швертовых колодцах и рулевых колодцах — из дуба. Стенки колодцев, переборки, палубный настил из фанеры лучших сортов.

Древесина в сочетании с современными клеями на основе эпоксидных или полиэфирных смол и пропитками (какими? — выбирайте сами), противодействующими проникновению влаги и последующему гниению позволяет создавать легкие, прочные и долговечные конструкции.

Корпуса, оклеенные снаружи несколькими слоями стеклоткани, служат десятки лет, а при хорошем уходе — пол-столетия и больше.Довольно часто для обшивки используют фанеру. Однако, как обшивка фанера будет служить долго в том случае, если удастся добиться очень хорошей защиты от проникновения влаги в ее структуру, поскольку фанера в отличии от рейки обладает «подлым» свойством впитанную влагу обратно полностью не отдавать в виде испарений.

Выявлено: при всех прочих равных условиях, фанера (даже самая водостойкая — «морская») гниет гораздо быстрее, чем обыкновенная рейка (Авторы это утверждение основывают на более чем 20-летнем личном эксперименте.).

Впрочем, если рейку полностью «заизолировать» в стеклопластик, лишив возможности «дышать», то и рейка впитав влагу сгниет быстро. Это тоже проверено.

Большие яхты (свыше 10 м длиной) строят из судостроительной стали. Это тоже долговечный материал. Важно на этапе постройки тщательно обрабатывать и грунтовать все соединения, особенно внутри корпуса ниже уровня воды. Главный враг — коррозия, которой способствует сырость и грязь, содержащая всю таблицу Менделеева, в том числе и химически активные элементы. Для более крупных яхт используют иногда армоцемент, т. е. каркас яхты со всеми переборками в виде стальных прутков обтянутых сеткой штукатурят раствором из лучших сортов цемента.

Для малого и среднего яхтостроения (до 10 м длиной) очень часто используют стеклопластик. Стекловолокно, стеклорогожа, стеклоткани предварительно обжигают с целью удаления замасливателя, а потом пропитывают полиэфирными или эпоксидными смолами (точнее, клеями на основе этих смол).

Чтобы получился корпус яхты, необходим набор матриц (обычно армоцементных), в которых выклеиваются: собственно корпус, переборки, палубный настил, кокпит рундуки и т. д. Способ выгоден при серийном производстве. Получаются красивые гладкие корпуса. Уязвимость способа — в смолах (клеях). С течением времени происходит старение смол. Они становятся хрупкими, появляются микротрещины, возникает явление осмоса. Стеклопластик, изначально жестко-упругий, становится дряблым, начинает впитывать воду вместе с веществами (все это — «грязь» — условно), корпус яхты тяжелеет. Через два десятка лет поддержание корпуса в надежном, тем более гоночном варианте, становится проблемой.

И еще одно. Смолы, особенно эпоксидные — токсичны. Свежий корпус имеет сильный запах (просто воняет!), что не идет на пользу экипажу, наоборот — вредит здоровью. Через сезон-другой многое выветривается, но далеко не все.

Корпуса с мягкой оболочкой — надувные и каркасные, как правило, это «скелет» из труб алюминиевых сплавов, к которому крепится оболочка в надутом или натянутом виде. В качестве оболочки чаще всего служат прорезиненные ткани. Более современные воздухо- и водонепроницаемые материалы — синтетические. Такой способ обычно используется для малых сборно-разборных туристических судов одно-корпусных и (чаще) двух-корпусных — катамаранов. Эти сооружения долгожителями не назовешь. 10 лет эксплуатации это хорошо, однако, довольно дешево и хранить можно прямо в квартире.Интересно заметить, что из листовой стали и реже из фанеры возможно строить круглоскулые корпуса с минимально развитым внутренним набором. Шпангоуты и стрингера частично становятся переборками, рундуками, выгородками.

При этом листы могут быть цельными или из отдельных фрагментов. Представьте себе конус с тупой вершиной и одним острым ребром.

Рис. 8.1. Чем не яхтенный корпус?

Любая ватерлиния на таком корпусе — в виде капли. Полноту обводов можно задавать в широких пределах формой линий борта и транца. Примерами такого способа являются корпуса катамаранов «Торнадо» и класса «В». Интересна также технология изготовления «граненых» стальных корпусов из листов разной толщины.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100