Главная / Лодки / Рабочие лодки / Лодочные моторы рабочих лодок

Лодочные моторы рабочих лодок

Какими же движителями может быть оснащена рабочая лодка и каковы особенности их применения.

Важную роль при рассмотрении облика рабочей лодки играет вид применяемого на ней двигательно-движительного комплекса (ДДК).

Характер эксплуатации рабочих шлюпок (РШ) позволяет выделить три группы задач для ДДК РШ, в соответствии с которыми их можно разделить на три типа ДДК, а именно:

  • транспортный ДДК;
  • рабочий(маневровый) ДДК;
  • аварийный ДДК.

Функции транспортного ДДК (ТДДК) понятны - перемещение РШ от места базирования или спуска на воду до места работы. Учитывая наиболее вероятный вариант применения РШ, дальность перехода не будет превышать нескольких километров, а частота использования ТДДК - несколько раз за сутки (переход туда-обратно). Таким образом, для этих целей наиболее целесообразным представляется использование подвесного лодочного бензинового мотора небольшой, порядка 10-15 л.с. мощности. В случае меньших расстояний или повышенных требований по экологии района работ возможно использование других типов ДДК, таких как электромотор, но об этом ниже.

Почему именно подвесной и именно бензиновый двигатель? Подвесные моторы (ПМ) показывают свои преимущества перед стационарными двигателями в тех случаях, когда они используются относительно небольшое время, меньшее, чем стационарные двигатели. Установка ПМ может производиться при ограниченных объемах и массах, выделяемых для размещения ДДК на борту лодки, причем устанавливается ПМ снаружи корпуса лодки, т.е. он не занимает полезное пространство внутри, необходимое для размещения полезной нагрузки, в данном случае - рабочего инструмента и самого экипажа.

ПМ можно легко снять для осмотра, ремонта или хранения на берегу, причем собственно ремонт благодаря развитому сервису в данной сфере, лежит не на владельце. Кроме того, применение на РШ в качестве ДДК именно ПМ позволяет снизить ее стоимость, т.к. комплектация лодки ПМ - по желанию пользователя, и может быть не жестко связана по времени. Важным достоинством современных ПМ является их оснащение системами дистанционного управления (ДУ), оптимальной самонастройкой двигателя ПМ на различные режимы работы, самоконтроля и самодиагностики ПМ, что упрощает его эксплуатацию и управление. Введение автоматической системы пожаротушения позволит в значительной мере снизить возможности возникновения пожара на борту и уменьшить его последствия благодаря своевременному предупреждению пожара ЭУ. Эксплутационную живучесть ДДК можно повысить применением защищенного от повреждений капота ПМ, защищенной от заливания водой системой забора воздуха, использующей гибкий шланг для забора воздуха, протектированные топливные баки с противовзрывным наполнителем внутри, с защищенными от повреждений топливопроводами и т.д.

В отношении выбора двухтактный - четырехтактный ПМ можем сообщить следующее.

Достоинства 4-тактных моторов:

  • в среднем на 40% экономичнее по расходу бензина;
  • более высокий ресурс;
  • экологичнее.

Недостатки 4-тактных моторов:

  • сложнее конструкция;
  • более требовательны к качеству бензина: 2-тактные работают на 92-м (некоторые даже на 80-м), а для 4-тактного нужен 95-й;
  • выше цена;
  • больший вес и габариты;
  • транспортировка допускается только вертикально или на определенном боку (конструктивная особенность, связанная с отсутствием мас-лонасоса, которая может привести к вытеканию масла и как следствие - к поломке ПМ).

Таким образом, учитывая характер применения РШ, можно считать, что в том случае, если РШ с этим ПМ будет использоваться почти ежедневно, не транспортироваться с места на место или спускаться и подниматься, то 4-тактный мотор будет лучшим выбором. Разница в цене 4-тактного с таким же по мощности 2-тактным окупится за счет более экономичного расхода бензина за одну навигацию при почти ежедневном использовании в наших широтах. Если же РШ предполагается нечастная работа, с обязательным после окончания работы каждый раз подъемом на судно базирования или на берег, со съемом и уборкой ПМ, то лучше выбрать 2-тактный. Одного «штатного» бака бензина вполне хватит на переход РШ к месту работы и обратно несколько раз, а более легкий вес 2-тактного мотора - очень важное преимущество, особенно если приходится часто устанавливать и снимать мотор.

Рассмотрим тетерь рабочие (маневровые) ДДК (МДДК).

Как правило, перемещение РШ в месте работы достаточно ограничено во времени и пространстве, и обусловлено характером работы, например, перемещением вдоль борта судна при его дефектации. Использовать для этих целей бензиновый ПМ нецелесообразно, т.к. весь процесс запуска ДВС достаточно тродолжителен, и по времени сравним со временем его работы при маневрировании. При этом даже легкие ПМ не любят таких режимов работы на самых малых оборотах, особенно при продолжительной работе, что может произойти в случае работы на РШ в месте с устойчивым течением или при ветре. Кроме того, ощущать постоянно при работе, а это вызвано тем, что лодка практически находится на одном месте, выхлопные газы от ПМ - удовольствие небольшое. Учитывая тенденцию к ужесточению законодательства в области водопользования и в частности применение ПМ (ужесточения в отношении выбросов, шума и скорости лодок), появлению водоёмов, куда доступ моторам ДВС в принципе закрыт, применение электромоторов на РШ (да и любом другом плавсредстве) является весьма перспективным.

Развитие электрооборудования на лодке и совершенствование систем электродвижения позволяет рассчитывать на применение на РШ в ряде случаев подвесных электромоторов в составе единого транспортно-маневрового ДДК.

Важным достоинством электромотора является его постоянная готовность к работе. Достаточно щелчка переключателя, чтобы вся система пришла в движение. При этом электромотор совершенно бесшумен в работе. Пульт с дистанциюнным управлением позволяет судоводителю свободно перемещаться по судну. Для подъема и опускания электромотора в рабочее положение совершенно не требуется никаких дополнительных рычагов, креплений и тяг. Электромотор легко устанавливается и снимается с лодки, проем для крепежных струбцин позволяет устанавливать моторы на большинство лодок с любым размером транца, а также на борту. Быстро и надежно работающий фиксатор «ноги» двигателя позволяет одной рукой регулировать глубину его погружения и наклон.

Таким образом, плюсами электродвижения являются:

  1. Надежность и удобство в эксплуатации;
  2. Лучшая (в сравнении с ПМ с ДВС) пожара - и взрывобезопасность (АКБ - полностью герметичны);
  3. Стоимость электроэнергии ниже стоимости бензина (которая все время растет);
  4. Время зарядки современных АКБ снижено до 20-200 мин (в зависимости от типа и ёмкости АКБ);
  5. Срок службы системы (без какого-либо в принципе ремонта) составляет до 15-20 лет и равен сроку службы (практически) любого плавсредства;
  6. Возможность применения простой системы регулирования скорости;
  7. Значительно более высокий КПД за счет применения более низких частот вращения винта, не требующих редуктора (наиболее эффективная частота вращения винта - до 300 об/мин, а не 3000/5500 об/мин, как на любом ПМ отечественного и импортного производства).

Необходимо также отметить, что помимо электромоторов, в качестве маневрового ДДК может использоваться как парусное вооружение (ПВ),так и гребное вооружение (ГрВ).

ПВ может быть использовано в случае устойчивой ветровой обстановки в месте работ, обеспечивать позиционирование РШ с использованием плавучего якоря, работать успокоителем качки, демпфируя колебания лодки. Установка ПВ на РШ может производится, например, в виде готового комплекта парусного вооружения виндсерфинга, включающего мачту с парусом, при этом раскрепление мачты должно осуществляться жёсткими штаг-пирсами; подобный подход позволит оптимизировать состав и тип парусного вооружения в зависимости от размеров судно и варианта его использования: кэт, иол, шхуна-кэт, либо подвесная бизань для стабилизации положения РШ. Также ПВ может устанавливаться с использованием ЭНК - вышки-тауэра как основы мачты, при этом отпадает необходимость установки дополнительного рангоута и такелажа.

Аварийный ДДК выполняет свою задачу в случае выхода из строя или другим причинам основного и вспомогательного ДДК. Его установка должна быть проста и удобна, т.к. может осуществляться в затрудненных условиях, при ограничении во времени. Наиболее простым для установки в этом случае является так называемый «подвесной парус», устанавливаемый на транец. Это позволит при необходимости маневрировать у места работы, а также вернуться к месту базирования, с меньшей правда скоростью.

Не стоит забывать об использовании в аварийной ситуации и гребного вооружения (ГрВ). Наличие на РШ весел, закрепленных на бортах лодки в своих гнездах, позволяет в случае необходимости, передвигаться, не используя моторы, а в случае их выхода из строя - применять ГрВ как аварийный ДДК, тем более что РШ должна быть хорошо приспособлена для движения под веслами, раньше, когда не существовало ПМ, они активно применялись на различных судах, и не столь малых, как РШ.

Источники питания электромоторов - аккумуляторы.

Несколько слов о применении подвесных моторов на шлюпках с вель-ботной кормой. На первый взгляд установка мотора на таком судне затруднена, и нередко можно видеть, как те или иные умельцы ладят за кормой лодки некий выносной консольный транец. Однако в этом зачастую нет никакой нужды. Достаточно установить в кормовой части поперёк лодки балку - деревянный брус достаточной толщины (вот для чего нужны отверстия на комингсе!). На эту балку и крепится подвесной мотор. Справа если винт правого вращения или слева, если винт левого вращения.

Такое размещение мотора «сбоку» проблем с управляемостью и удержанием лодки на курсе не создаёт. «Боковое» расположение винта компенсирует его момент, заносящий на обычном одновинтовом судне корму в направлении противоположном вращению винта. Подобное решение широко распространено в мире, в чём можно убедиться, посмотрев на Рис. 109 и Рис. 110.


Рис. 109. Dqhajsa с подвесным мотором.


Рис. 110. Хрunara с подвесным мотором.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100