Паруса

Виды, типы парусов

Парус - полотнище льняной, хлопчатобумажной или синтетической ткани, укрепленное на деталях рангоута, которое ставится поперек (прямой парус) либо вдоль (косой парус) судна.

Паруса современных судов разнообразны по размерам и конструкции (рис. 41-43), соответственно носят различное наименование.

Рис. 41. Конструкция паруса судна: а - кливер (прав, сторона); б - стаксель (лев. сторона); в - вафельный парус; а - верх, марсель (прав, половина  лицевая, лев. - изнаноч.); 1 - фаловый угол; 2 - шкотовый угол; 3 - галсовый угол; 4 - полотнище; 5 - люверсы;6 - косая шкаторина; 7 - задняя шкаторина; 8 - ниж. шкаторина; 9 - перед, шкаторина; 10- нок-бен-зельный угол; 11 - верх, галсовый угол; 12 - боуты; 13 - риф-банты; 14 - банты; 15 - ликтрос; 16 - стоплат; 17 - верх, шкаторина; 18 - боковая шкаторина; 19 - биготки (барашки); 20 — кренгельсы

Рис. 42. Конструкция бермудского паруса:
1 - ниж. шкаторина; 2 - шкотовый угол; 3 - боуты; 4 - наклад, лента (фальшивка) по задней шкаторине; 5 - фальшшов; 6 - риф-кренгельс; 7 - соединение отд. полотнищ; 8 - наклад, лента по перед, и ниж.шкатори-нам; 9 - ликтрос; 10 - шкотовый кренгельс; 11 - прошивка нитками; 12 - фаловая (головная) дощечка; 13 - задняя шкаторина; 14-лат-карман; 15 - фаловый угол; 16 - перед, шкаторина; 17 - ряды рифов (отверстия с люверсами); 18 - риф-боуты; 19 - шкотовый угол.

Рис. 43. Типы парусов прогулочных судов: а - прямой парус; (брифок); б - райковый (люгерный); в - разрез, фок; г - лат.; д - кит.; е - шпринтовый; ж - вафельный; з - гуари; и - бермуд.; к - бермуд. со сквоз.латами; л - "крыло летучей мыши"; 1 - рей; 2 - брас; 3, 7 - галсы; 4 - шкот; 5 - реек; 6 - грот; 8 - фок; 9 - кливер; 10 - бамбуковые рейки; 11 - шпринтов; 12 - гафель; 13 - дирик-фал; 14 - стаксель; 15 - лата; 16 - сквоз. лата.

Простейшая форма - прямой трапецевидный парус крепящийся верхней шкаториной к горизонтальному рею, соединенному своей срединой с мятой. Пригоден для движения судна только полными курсами.

Косые паруса располагаются на наклонном рее несимметрично относительно мачты. К ним относятся: рейковый (люгерный) парус и его усовершенствования — гуари, гафельный, латинский парус, шпринтовый и бермудски) паруса.

Бермудский парус получил наибольшее распространение, поскольку, обладая высокий аэродинамическими качествами, позволяет ходить круто (до 30°) к ветру.

Прямые паруса "ставятся" и "убираются", косые - "поднимаются" и "спускаются". В качестве дополнительных парусов на спортивных судах применяются паруса спецпокроя: спинакеры, блуперы, ричеры и т.п. Для избежания деформации от нагрузок полотнище паруса усиливают, нашивая дополнительно на него горизонтальные (банты, рифбанты) и вертикальные (боуты) полосы. На кромках паруса, вдоль шкаторин укреплен (вшит) растительный или гибкий стальной ликтрос. К деталям рангоута парус крепится с помощью люверсов - отверстий в полотнище вдоль шкаторин, обшитых нитками или укрепленных металлической обоймой. Совокупность парусов, рангоута, такелажа, палубных механизмов и дельных вещей, предназначенных для постановки, уборки и управления парусами принято называть парусным вооружением судна.

Выбор курса парусного судна

Основными факторами, определяющими скорость и направление движения парусного судна являются направление и скорость ветра. Каждый курс парусного судна относительно направления ветра имеет свое наименование (рис. 49): бейдевинд, галфвинд, бакштаг, фордевинд. Курс бейдевинд и бакштаг, в зависимости от угла ДП судна к направлению ветра, подразделяются на крутой и полный. Самый легкий для управления парусным судном курс - это галфвинд.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100