Общие положения пропуска морских судов

Общие положения

  1. Правила пропуска судов и составов (далее — суда) через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации (далее — Правила) определяют организацию и технологию безопасного пропуска флота через судоходные шлюзы, находящиеся в ведении организаций Министерства транспорта Российской Федерации.
  2. Специфические условия пропуска флота через судоходные шлюзы отдельных бассейнов и каналов отражаются Бассейновыми органами государственного управления на водном транспорте (далее — БОГУ) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Канал имени Москвы» (далее — ФГУП «КиМ») на навигационных картах, в лоцманских описаниях и в путевой информации.
  3. Пропуск через шлюзы маломерных судов регламентируется местными схемами, составляемыми БОГУ и ФГУП «КиМ» по согласованию с филиалами Государственной речной судоходной инспекции (далее — ГРСИ) и Государственной инспекцией по маломерным судам.
  4. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
    4.1. Шлюзованный участок реки — участок реки с системой гидроузлов с судоходными шлюзами, расположенными таким образом, чтобы подпор нижележащего гидроузла распространялся до вышележащего, обеспечивая в нижнем бьефе последнего гарантированную глубину.
    4.2. Судоходный канал — водный путь, соединяющий два смежных бассейна и, как правило, состоящий из системы гидроузлов с судоходными шлюзами, искусственных участков канала, естественных водотоков (рек) и водохранилищ.
    4.3. Диспетчер района гидросооружений и судоходства (далее — РГСиС) — специалист, осуществляющий руководство пропуском флота в границах шлюзованного участка реки (канала), которому оперативно подчинены диспетчеры (начальники вахт) шлюзов.
    4.4. Двухниточный (многониточный) шлюз — шлюз с двумя (несколькими) камерами, расположенными параллельно друг другу.
    4.5. Многоступенчатый шлюз — шлюз с последовательным расположением камер на различном уровне и общими промежуточными головами.
    4.6. Границы отдельного шлюза — створы дальних светофоров в нижнем и верхнем бьефах, ограничивающие участок водного пути, включающий в себя шлюз с причальными стенками. При отсутствии причальных стенок и дальних светофоров границы отдельного шлюза определяются обозначенными на навигационных картах и на местности стоповыми знаками в нижнем и верхнем бьефах. Со стороны коротких межшлюзовых бьефов (длиной до 1 км) граница проходит в середине бьефа.
    4.7. Внешняя граница головного шлюза шлюзованного участка реки (канала) — то же, что и граница отдельного шлюза, проходящая с внешней стороны по отношению к шлюзованному участку реки (каналу).
    4.8. Подходные каналы к шлюзам — судоходные каналы, предназначенные для подхода судов и составов к границам шлюза со стороны верхнего и нижнего бьефов. Границы подходных каналов указываются на навигационных картах.
    4.9. Дальний светофор — светофор, регулирующий подход судов к причальной стенке шлюза, а при отсутствии последней— к шлюзу. При наличии причальной стенки дальний светофор устанавливается на ее дальнем от шлюза конце; при отсутствии причальной стенки — на берегу подходного канала.
    4.10. Промежуточный светофор — светофор, при двустороннем шлюзовании обозначающий ближнюю к шлюзу границу места стоянки ожидающих шлюзования судов и регулирующий совместно с входным светофором вход судов в камеру шлюза, а при одностороннем шлюзовании разрешающий или запрещающий прохождение судов до створа стопового знака на причальной стенке.
    4.11. Входной и выходной светофоры—светофоры, регулирующие соответственно вход в камеру и выход из камеры шлюза.
    4.12. Столовый знак — электрический сигнал красного цвета и (или) изображение на щите полосы красного цвета для обозначения границ полезной длины камеры шлюза и границ зоны швартовки судов у причальной стенки или их стоянки в подходном канале.
    4.13. Полезная длина камеры шлюза — часть длины камеры, ограниченная стоповыми знаками, в пределах которой могут стоять суда и составы при шлюзовании.
    4.14. Шлюзование — комплекс технологических операций по вертикальному перемещению судов с уровня одного бьефа на уровень другого бьефа, связанных с работой механизмов шлюза (маневрированием воротами и затворами) и с наполнением или опорожнением камеры. В многоступенчатых шлюзах в процесс шлюзования дополнительно входят операции по переходу судов из камеры в камеру.
    4.15. Судопропуск — комплекс всех организационно-технологических операций по проходу судов через шлюз, включающий движение судов при входе в камеру и выходе из нее, а также шлюзование, после проведения которых может быть сразу же начат следующий судопропуск в том же (односторонний судопропуск) или во встречном (двусторонний судопропуск) направлении.
    4.16. Односторонний судопропуск — судопропуск в ряду последовательных судопропусков, осуществляемых в одном направлении.
    4.17. Двусторонний судопропуск — судопропуск в ряду последовательных судопропусков, осуществляемых поочередно во встречных направлениях.
    4.18. Встречное шлюзование — одновременное двустороннее шлюзование судов в многоступенчатых шлюзах со встречным их переходом из камеры в камеру через промежуточные головы.
    4.19. Диспетчер (начальник вахты) шлюза — специалист, осуществляющий руководство пропуском судов в границах шлюза и управляющий работой механизмов шлюза, которому оперативно подчинен весь вахтенный персонал шлюза.
    4.20. Вахтенный начальник судна (вахтенный помощник капитана) — должностное лицо, управляющее судном, которому оперативно подчинен весь личный состав, находящийся на вахте.
    4.21. Маломерное судно — судно, длина корпуса которого менее 15 м.
    4.22. Скоростное судно — любое судно, способное развивать скорость 35 км/ч и более.
  5. Осадка и габаритные размеры шлюзующихся судов должны обеспечивать запасы относительно глубины на порогах шлюзов и фактической ширины их камер не менее указанных ниже. По глубине на порогах — в соответствии с данными таблицы. По ширине (суммарный запас): в шлюзах шириной до 10 м — 0,4 м, до 18 м — 0,8 м, свыше 18 м— 1,0 м.
    Полезная длина камеры шлюзов может использоваться судами полностью.

Тип шлюза

Глубина на пороге, м

Запас под днищем судна, м

Деревянный

До 1,0

Свыше 1,0

0,1

0,15

Каменный и железобетонный

До 2,5

Свыше 2,5

0,25

0,4


6. Запас воды под днищем на порогах шлюзов № 15 и 16 Городецкого гидроузла и шлюза Кочетовского гидроузла для пассажирских и сухогрузных судов, а также нефтеналивных судов с двойными бортами и днищем при перевозке нефтепродуктов с температурой вспышки паров +60°С и выше допускается не менее 0,25 м.
7. Суммарный запас по ширине камеры на шлюзах Севе-ро-Двинской шлюзованной системы и Кочетовском шлюзе разрешается не менее 0,3 м.
8. При наличии наледей на стенах камеры в шлюзах любой ширины шлюзование судов допускается при суммарном запасе по ширине не менее 0,4 м от краев наледи.
9. Суда, направляющиеся на шлюзование, должны иметь технически исправное рулевое управление, дистанционное автоматическое управление, необходимое давление воздуха в пусковых баллонах главных двигателей, а также втянутые в клюзы и надежно закрепленные якоря.

Суда, направляющиеся на шлюзование, не должны иметь:
а) утечки нефтепродуктов;
б) посторонних предметов (тросы, проволока и др.) на якорях, волочащихся цепей и тросов;
в) выступающих за габаритную ширину поврежденных элементов корпуса или надстройки, частей груза или других предметов.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100