лодочных моторов Вихрь

Неисправности лодочных моторов Вихрь, их возможные причины и способы устранения

Подвесной лодочный мотор — сложное устройство, состоящее из многих взаимосвязанных систем и узлов. От их исправности, правильного регулирования и своевременного обслуживания зависит бесперебойная работа мотора. Вовремя не замеченная неисправность, например водяного насоса системы охлаждения, приводит вначале к перегреву двигателя, а затем к заклиниванию поршней и обрыву шатунов. Последствия такой аварии устранить трудно, особенно если она случится в пути.

Безотказная и длительная работа лодочного мотора Вихрь во многом зависит от внимательного и бережного к нему отношения, тщательного выполнения всех требований инструкции по эксплуатации, а также своевременного выявления замеченных неполадок. Любую неисправность, обнаруженную при работе лодочного мотора, следует немедленно устранить, поскольку она может повлечь за собой другие, более серьезные, отклонения и даже крупную аварию. Для быстрого и правильного определения причины неисправности лодочного мотора нужно хорошо знать конструкцию мотора и взаимодействие его узлов. Как показывает практика, эксплуатация мотора разными лицами, особенно не имеющими достаточной квалификации, приводит к авариям и поломкам.

Хорошее знание наиболее характерных признаков неисправностей позволит быстро их обнаруживать и квалифицированно устранять. Большая часть возможных неисправностей лодочных моторов "Вихрь" и способы их устранения изложены в инструкции по эксплуатации, однако очень кратко. Ниже приведены некоторые практические советы по определению неисправностей и способам их устранения.

  1. Двигатель не дает отдельных вспышек и не запускается после пяти-шести попыток. Причиной этого могут быть неисправности в системах топливоподачи и зажигания или износе цилиндропоршневой группы. Сначала следует проверить подачу топлива к карбюратору. После подкачки топлива грушей надо убедиться во всплытии поплавка, его шток должен выступить над крышкой. Затем слегка нажать на шток и проверить, появляется ли при этом топливо в распылителе карбюратора.

  2. Если в баке есть топливо, а в карбюратор оно не попадает, значит засорены заборник топлива в баке или клапаны в подкачивающей груше либо бензонасосе.

  3. Если в поплавковой камере карбюратора топливо есть, а в распылителе отсутствует, нужно разобрать, промыть и продуть все каналы и жиклеры карбюратора.

  4. Если топливо попадает в диффузор карбюратора, нужно вывернуть и осмотреть запальные свечи. Очистив от нагара, следует вытереть их насухо, установить правильный зазор между электродами и, замкнув корпуса свечей на "массу", проверить искрообразование.

  5. Если свечи искрят, но мотор не запускается, причем слышны хлопки в карбюраторе и дейдвуде, — перепутаны высоковольтные провода, т. е. провод верхнего цилиндра надет на свечу нижнего, и наоборот. Если на вывернутых свечах, соединенных с "массой" мотора, при медленном прокручивании маховика проскакивают искры синего цвета с характерным щелчком — можно считать, что система зажигания исправна. В случае обнаружения на электродах свечей капелек воды и топлива, необходимо проверить топливо в баке, куда могла попасть вода. Всю топливную систему придется промыть бензином, а топливо из бака пропустить через замшу, чтобы оно стало пригодным для дальнейшего использования.
    Наличие на электродах свечи следов топлива свидетельствует о том, что система топливоподачи исправна, а причиной плохого запуска является неисправность в системе зажигания.
    Совершенно сухие электроды, даже при включенной системе подсоса карбюратора, указывают на недостаточную компрессию в цилиндрах или картере, на неплотности в соединительных фланцах картера или блока цилиндров. Недостаточная компрессия в цилиндрах может быть следствием износа цилиндропоршневой группы, при залегании поршневых колец в канавках поршня или разрушении прокладки головки блока. Недостаточная компрессия в картере может быть следствием износа или поломки золотниковых шайб, уменьшения упругости прижимных пружин, повреждения прокладок фланцевых соединений.

  6. Плохой запуск двигателя может быть также следствием чрезмерного скопления топлива в цилиндре ("пересоса" топлива). Это легко обнаруживается по электродам вывернутых из цилиндров свечей: они, так же как и внутренняя полость вокруг юбочки, оказываются полностью покрыты топливом.

  7. "Пересос" устраняется продувкой двигателя. Для этого необходимо полностью открыть дроссельную заслонку и несколько раз (8-10) энергично прокрутить двигатель с вывернутыми свечами. При этом система зажигания должна быть отключена кнопкой "стоп". Просушив свечи и поставив их на место, запуск можно повторить. При исправных системах зажигания и топливоподачи двигатель, как правило, после одной-двух попыток заводится.

  8. Мотор запускается, но вскоре глохнет. Если у двигателя, прежде чем он заглохнет, несколько повышается частота вращения и перестают работать оба цилиндра, значит имеет место недостаточная подача топлива. Камеру карбюратора следует вновь заполнить топливом, запустить мотор и пронаблюдать за штоком поплавка. Иногда после запуска шток опускается так, что его не видно. Это указывает на неисправность, чаще всего засоренность, топливной системы до карбюратора (заборного патрубка бака, ручной груши или бензонасоса) или на закрытое положение воздушника крышки бака. Признаки неисправности этих устройств были рассмотрены в разделе обслуживания системы топливоподачи. Если шток не опустился, значит неисправен карбюратор: вероятнее всего, засорены жиклеры.

  9. Если после запуска работает только один из цилиндров, необходимо проверить систему зажигания. Неработающий цилиндр легко определить по разнице температуры свечей — на неработающем свеча холоднее. Прежде всего нужно проверить исправность свечи, заменив ее или переставив свечи из цилиндра в цилиндр. Если проверяемая свеча работает, следует проверить последовательно остальные детали системы зажигания.

  10. Неустойчивая работа только одного из цилиндров, кроме вышеперечисленных причин, может быть вызвана неисправностью деталей магнето, так как конденсаторы, прерыватели или высоковольтные трансформаторы не выходят из строя одновременно на обоих цилиндрах, а система питания является совместной для них.

  11. После запуска двигатель может остановиться при перегреве и заклинивании поршней. Если вода не выходит из контрольного отверстия в системе охлаждения, нужно на короткое время дать ход, чтобы подать воду в заборные отверстия системы охлаждения за счет повышения давления на входе. В случае значительных износов деталей водяного насоса динамический напор от гребного винта помогает насосу первоначально засосать воду. Если вода не появляется из контрольного отверстия, двигатель нужно немедленно остановить, не допуская перегрева. О перегреве двигателя свидетельствует резкий запах горелого масла, краски и резины: на блоке и глушителе краска темнеет или слезает. Во всех случаях перегрева и при отсутствии воды нужно тщательно осмотреть систему охлаждения. При постоянных перегревах в глушителе может постепенно выкрошиться эпоксидный заполнитель канала на нижнем торце, и его куски могут закрыть выходное отверстие для воды. Если заполнитель раскрошился, водяные полости глушителя следует продуть и промыть до полного удаления кусочков смолы.

  12. На лодочных моторах "Вихрь-М", имеющих прямую, не закрепленную в дейдвуде напорную трубку, иногда наблюдается слишком глубокое проседание ее в выходной патрубок насоса и выход верхнего конца из поддона. Подача воды от насоса к двигателю при этом прекращается.

  13. Мотор работает, но с перебоями. Причина этого — неисправность системы зажигания или питания.

  14. Мотор работает с глухим звуком выпуска, наблюдаются тряска, плохая приемистость и повышенное дымление. Это признаки чрезмерного обогащения смеси, вероятнее всего, из-за неисправности поплавковой камеры.

  15. Ритм работы обоих цилиндров неустойчивый, снижается мощность, наблюдаются перегрев и обратные хлопки в карбюраторе. Это признак обеднения смеси из-за засорения топливной системы или попадания воды в топливо либо неисправности системы зажигания, особенно если имеется повышенный люфт магнето, а зазоры в прерывателях произвольно изменяются.

  16. Обратные вспышки в карбюраторе (хлопки), пониженная мощность могут быть следствием залегания поршневых колец или износа шатунно-поршневой группы, а также периодической потери контакта в низковольтных проводах магнето. Основное правило, которое нужно соблюдать, это при первых проявлениях обратных вспышек в карбюратор двигатель следует остановить до определения и устранения их причины. Иначе топливо, которое может находиться на поддоне, может вспыхнуть, и двигатель загорится.

  17. Внезапное резкое увеличение частоты вращения двигателя и снижение скорости хода лодки, иногда сопровождаемые вибрацией и тряской. Такие явления при установившемся режиме движения катера с нормально работающим мотором могут возникать из-за срезания штифтов гребного винта, проворачивания его демпфера, потери или изгиба вследствие удара лопасти винта и попадания на подводную часть мотора плавающих водорослей, веток и т. п. Иногда такие явления наблюдаются без видимых причин, особенно на волнении и при резких поворотах—шпонка цела, демпфер не сорван, водоросли отсутствуют. Это (кроме, конечно, срыва шпонки и демпфера) связано с аэрацией гребного винта, т. е. попадания на его лопасти атмосферного воздуха. Подвесные моторы снабжены антикавитационной плитой — плоской пластиной, расположенной на корпусе редуктора над гребным винтом и предотвращающей эти явления при нормальном ее заглублении. Если двигатель заглублен недостаточно (слишком высок транец), имеет неправильный угол наклона или неправильно распределен груз на катере (дифферент на нос), то возможно попадание воздуха на лопасти винта. Слишком заглублять мотор также нерационально — поперечное сечение погруженной части увеличивается, что создает большее гидродинамическое сопротивление и сопровождается снижением скорости.Резкое увеличение частоты вращения отрицательно сказывается на сроке службы ряда деталей мотора, в первую очередь кривошипно-шатунного механизма.

  18. При работе мотора слышны стуки или ненормальные шумы. Резкий стук в цилиндрах, исчезающий при снижении частоты вращения, может появиться при перегреве двигателя и работе его с детонацией, возникающей при использовании топлива, не соответствующего по октановому числу степени сжатия двигателя. Следует учитывать, что при обильном отложении нагара в камере сгорания степень сжатия двигателя может увеличиться.
    Причинами металлического стука могут быть незавернутая гайка маховика, повышенные зазоры в шатунных подшипниках, неправильная регулировка реверсивной муфты (треск в редукторе), попадание воды в редуктор (жесткий хрустящий шум при работе под нагрузкой), ослабление крепления деталей, например, подвески, основания магдино, кожухов мотора (дребезжащий шум).
 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100