Определение направлений в море

Определение направлений в море

Истинные направления. Зная положение истинного меридиана (NS) любое направление на поверхности земли (моря) можно определить углом между нордовой частью этого меридиана и направлением на предмет. При этом величина этого угла измеряется в градусах по круговой системе, т.е. от 0° до 360°.

Направление движения судна определяется положением его диаметральной плоскости (ДП). относительно нордовой части истинного меридиана. Истинный курс судна (ИК). Угол между нордовой частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью судна называется истинным курсом судна (рис. 165).

Рис. 165. Истинные направления

Истинный пеленг (ИП). Угол между нордовой частью истинного меридиана и направлением на наблюдаемый предмет называется истинным пеленгом (рис. 165). На практике судоводителю приходится иметь дело с обратным истинным пеленгом (ОИП). ОИП = ИП ± 180°.

Курсовой угол. (КУ). Угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на на блюдаемый пред мет называется курсовым углом (рис. 165). Курсовой угол с считывается от 0о до 180° и имеет на менование: лево борта (л/б) или npавого борта (п/б), в зависимости от нахождения предмета относительно ДП. В том случае, когда КУ = 90°, т.е. направление на предмет перпендикулярно ДП, то этот КУ называется траверзом (┴).

Для расчета истинных направлений используются формулы:
ИП = ИК+ КУ
КУ = ИП - ИК
ИК = ИП - КУ

При этом КУ п/б имеет знак "+", а КУ л/б - знак " - ". В связи с тем, что Земля представляет собой огромный магнит с полюсами NM и SM, силы магнетизма располагают стрелку компаса в плоскости магнитного меридиана. Эта стрелка направлена одним концом на северный полюс, а другим на южный. Таким образом, магнитный меридиан, проходящий через ось магнитной стрелки, не совпадает с истинным меридианом и составляет с ним некоторый угол, который называется магнитным склонением (рис. 166).

Рис.166. Магнитное склонение

Магнитное склонение (d) - угол между нордовыми частями истинного и магнитного меридианов. Если d направлено к востоку, то оно называется остовым (Е) и имеет знак"+", если к западу - вестовым (W) и имеет знак Магнитное склонение имеет различные значения для разных мест на земной поверхности и, кроме того, это значение носит переменный характер. Конкретные величины d и его годового изменения даны для данного района плавания на навигационной морской карте. Учитывая, что карты издаются периодически, судоводитель должен учесть изменение склонения за годы, прошедшие с года издания карты до настоящего времени. Например, на карте указано, что магнитное склонение (d0) приведено к 1990 г. и в данном районе его значение равно 2°,5Е, годовое уменьшение Dd = 0°,1. Плавание осуществляется в 2000г. Требуется привести склонение к году плавания.

где d - склонение, приведенное к году плавания;
n - число лет (разность между годом плавания и годом, к которому приведено склонение на карте);
∆d - годовое изменение склонения (имеет знак"+", если увеличение, знакесли уменьшение).

Примечание: знак "+" ставится перед n, если d - восточное и  «-», если d — западное.
 d2000 = 2°,5 + 10(-0°,1) = + 1°,5
Ответ: d2000 = 1°,5Е.

Другой пример.

Зная величину магнитного склонения, легко рассчитать магнитные направления при известных истинных направлениях:

МК = ИК-d,
МП = ИП-d

Эти формулы алгебраические, поэтому при расчетах нужно учитывать знак склонения.

Примеры.

Решение (рис. 167): МК=45°,0-(-5°,0)=50°,0; МП=90°,0-(-5°,0)=95°,0; КУ=ИП-ИК=МП-МК=90°,0-45°,0=95°,0-50°,0=+45°,0=45°  п/б

Ответы: МК = 50°,0; МП=95°,0; КУ=45°п/б

 

Кроме земного магнетизма на магнитную стрелку компаса действует судовое железо, которое имеет свойство намагничиваться от Земли. В связи с этим стрелка компаса под воздействием судового железа отклоняется от плоскости магнитного меридиана и направление, в котором располагается ось стрелки на судне, называется компасным меридианом. Отклонение стрелки компаса на судне от магнитного меридиана называется девиацией.

Девиация (δ) - угол между нордовыми частями магнитного и компасного меридианов (рис. 169).

Рис.169. Девиация


При отклонении NK к востоку от NM девиация имеет знак "+", при отклонении NK к западу от Nm девиация имеет знак " - ". Величина девиации зависит от курса судна, а точнее от его положения относительно земных магнитных силовых линий, и является величиной переменной. Если величина 8 путевого компаса на судне превышает воспринимаются меры по ее уничтожению. Уничтожение девиации производится специалистами с помощью магнитов и мягкой стали, помещаемых вблизи от магнитного компаса. Однако уничтожить девиацию полностью невозможно. Поэтому остаточную девиацию определяют на различных курсах и вносят в таблицу. Существует достаточное количество способов определения остаточной девиации, но все они основываются на том, что необходимо установить разность между известными магнитными и взятыми по компасу пеленгами на маяк, створ, знак и т.п.

 δ = МП - КП = ОМП - ОКП;
 δ = ИП - КП - d

Для определения остаточной девиации возле портов есть специально оборудованные полигоны, имеющие по несколько (веера) створов с известными магнитными пеленгами. Пересекая створы на главных и четвертных румбах (8 курсах), по компасу берутся компасные пеленги (КП). Затем по известной формуле рассчитываются значения  δ  на этих курсах. Если нет веера створов, то девиацию можно определить и по одному створу, магнитное направление которого либо известно, либо рассчитывается по известному магнитному склонению (d) и истинному направлению (ИП) створа. Принцип определения тот же, что и в предыдущем случае.

Для определения девиации приемлем и такой способ:

Берется отдаленный предмет на расстоянии не менее 300 радиусов циркуляции; судно (катер) на якоре разворачивается и через каждые 45° берется 8 КП; средний КП () принимается за МП;разница между рассчитанным МП и снятыми на 8 курсах КП покажет значение 8 на каждом курсе. При определении девиации судоводителю необходимо помнить, что при изменении курса картушка приходит в меридиан не сразу, поэтому пеленгование после изменения курса следует производить спустя 3-5 минут. Для получения значения девиации в любом районе плавания можно использовать деревянную или резиновую лодку. Взятые с лодки, изготовленной из немагнитного материала, пеленги на разных курсах будут соответствовать МП, а пеленги на те же предметы с моторной лодки, катера, яхты из этой же точки дадут КП. Применяя уже известную формулу, определяются значения 8, которые оформляются в табличной форме.

Таблица девиации магнитного компаса

КК

δ

КК

δ

КК

δ

КК

δ

+ 0º,2

105º

-0º,4

195º

-1о,3

285º

-2º,0

15

+0,5

120

-0,7

210

-1,2

300

-1,5

30

+0,8

135

-1,0

225

-1,1

315

-1,0

45

+1,1

150

-1,1

240

-1,6

330

-0,6

60

+0,2

165

-1,2

255

-2,1

345

-0,2

75

+0,3

180

-1,4

270

-2,6

360

+

90

-0,1






0,2

В таблицу вносятся сначала рассчитанные значения 8 на 8 румбах (N, NE, Е, SE, S, SW, W, NW), а затем с помощью линейной интерполяции определяются ее значения для остальных курсов. Нередко таблица составляется для КК через каждые 10°, но для маломерных судов достаточно составить более укрупненную таблицу через 15°. При использовании табличных данных для КК, не указанных в таблице, значения 8 рассчитываются с помощью интерполяции. Например, нужно определить значение 8 для КК 25°. Из таблицы для КК 15° δ = + 0°,5, для КК 30° δ = + 0°,8, т.е. на 15°(30° - 15°) Δδ = + 0°,3 (0°,8 - 0°,5). Таким образом, на 1° изменения КК в данном случае приходится 0,02° (0°,3 : 15), а на 5° - 0°,1, на 10° - 0°,2. Значит, для КК= 25° значение δ составит 0°,7(0°,5 + 0°,2; 0°,8 — 0°,1). В процессе эксплуатации судна, определение девиации компаса следует производить как можно чаще.

Поправка компаса. Алгебраическая сумма магнитного склонения и девиации называется поправкой компаса. (ДК).

ΔК = d + δ

Другими словами, поправка магнитного компаса - это угол заключенный между нордовыми частями истинного и компасного меридианов (рис. 170).

Рис. 170. Поправка компаса.а

Исправление и перевод румбов. Переход от компасных направлений к истинным называется исправлением румбов, а переход от истинных к компасным - переводом румбов.
В тех случаях, когда d и d известны, решение задач по исправлению и переводу румбов не представляет сложности.

Примеры.

№ 1. Дано:  

КК = 45°
d = 10°,
0Е 8 = - 2°,0
ИК = ?

Решение: (рис. 171)

 ΔК = d + 8
 ΔК = +10о,0 + (-2о;0) = +8°,0
 ΔК = КК + ДК = 45°,0 + 8°,0 = 53°,0

Рис.171.

№2. Дано:     
ИП = 125°,0
d = 15°,0W
8 = - 5°,0
КП = ?

Решение: (рис. 172)
ΔК = d + 8 = -15°,0 + (-5°,0) = - 20°,0
ΔП = ИП - ДК = 125°,0 - (-20°) = 145°,0

Ответ:  ΔК = 53°,0
ОтветΔП = 145°,0

Рис. 172.

Для решения задач при помощи графического способа рекомендуется использовать рис. 173, а для исправления компасных и перевода истинных направлений следующие схемы: 

№ п/п

Наименование направлений

Порядок определения

1

КК

Известен

2

окп

Снимается с компаса при пеленговании

3

δ

Из таблицы девиации

4

d

Снимается с карты и приводится к году плавания (d = d0 ± n · Δd)

5

DK

Рассчитывается по алгебраической формуле DK = d + δ

6

ИК

Рассчитывается по формуле ИК = КК + ΔК

7

КП

Рассчитывается по формуле КП = ОКП ± 180°

8

ИП

Рассчитывается по формуле ИП = КП + ΔК

ФОРМУЛЫ (алгебраические)

ИК = МК + d ; ИП = МП + d ;
ИК = КК + d + δ ; ИП = КП + d +δ ;
ИК = КК + ДК ; ИП = КП + ДК .

1

ИК

Снимается с карты

2

ИП

Снимается с карты

3

d

Снимается с карты и приводится к году плавания (d = d0 ± n · Δd)

4

МК

Рассчитывается по формуле МК = ИК - d

5

МП

Рассчитывается по формуле МП = ИП - d

6

8

Из таблицы девиации для МК

7

DK

DK = d + δ

8

КК

По формуле КК = ИК - ДК

9

КП

По формуле КК = ИК - ДК

ФОРМУЛЫ (алгебраические

КК = МК - δ; КП = МП - 8 ;
КК = ИК - (d + δ); КП = ИП - (d +8);
КК = ИК - ΔК ; КП = ИП - ΔК


 

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100