Главная / Управление маломерными судами / Безопасность на водоёмах / Государственный и технический надзор

Государственный и технический надзор за маломерными судами

Отношения, возникающие в процессе деятельности физических и юридических лиц, связанные с использованием морских, речных и маломерных судов, регулируются, в общем случае, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми (подзаконными) актами, издаваемыми в их развитие и на их основе.

В настоящее время основными законами, регламентирующими эти отношения являются:

  • Кодекс торгового мореплавания (КТМ)
  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ), являющиеся Федеральными законами.
В соответствии с КТМ государственный надзор за торговым мореплаванием возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства, которые осуществляют государственный надзор за:
  • охраной человеческой жизни на море;
  • дипломированием членов экипажей судов;
  • государственной регистрацией судов и прав на них;
  • лоцманской службой и системой управления движением судов в соответствующих портах.

Судоводителям, имеющим в удостоверении на право управления судном отметку «МП» и «ВВП», следует ознакомиться с некоторыми из основных функций капитанов портов по обеспечению безопасности плавания и порядка в порту. На них возложена, в частности, проверка судовых документов (дипломов, квалификационных свидетельств) у судоводителей; контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта; расследование аварийных случаев с судами и т. д. Капитан порта может подвергнуть судно осмотру. Распоряжения капитана порта (морского, речного, рыбного) обязательны для всех находящихся в порту судов и граждан.

Органы технического надзора и классификации немаломерных судов осуществляют технический надзор за самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходными судами вместимостью не менее чем 80 тонн, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов. Такими органами сейчас являются Российский морской регистр судоходства (г. Санкт-Петербург) с филиалами и представительствами на территории России и за рубежом, а также Российский речной регистр Минтранса России (г. Москва).

КВВТ регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность. Положения КВВТ распространяются на судоходные гидротехнические сооружения, порты, суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях. Кодекс разъясняет, что внутренние водные пути - это естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации.

Оба Кодекса предусматривают, что судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге и одним из документов, который должен иметь судоводитель, является судовой билет, поскольку только он удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту, а также вместимость судна. Там же подлежат регистрации и и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие). Регистрация судна в судовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременении) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавсредства, являющиеся принадлежностями судна. Из Государственного судового реестра или судовой книги подлежат обязательному исключению суда: погибшие (пропавшие без вести), а также конструктивно погибшие; утратившее свои качества в результате перестройки или любых других изменений; не находящееся в собственности граждан (юридических лиц или муниципальных образований) Российской Федерации. Государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее, чем 80 тонн в Государственном судовом реестре Российской Федерации и надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов осуществляется органами Государственной речной судоходной инспекции (ГРСИ). Диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте (БОГУ на ВВТ).

И КТМ и КВВТ предусматривают, что надзор за безопасностью эксплуатации судов, не указанных ранее, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации. Такими органами в настоящее время являются органы Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГИМС МЧС России), положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 г. № 835. В соответствии с Положением, ГИМС МЧС России осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам:

  • самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или
    с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах;
  • прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажиров местимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемых в целях мореплавания;
  • баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водоемах (далее - пляжи), переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ (далее - переправы), а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации (далее - наплавные мосты).

Задачи ГИМС МЧС России

Правительством на ГИМС МЧС России возложены две основные задачи: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

Права государственных инспекторов по маломерным судам

При осуществлении государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море, а также для обеспечения в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах должностным лицам ГИМС приказом МЧС России установлен порядок реализации своих прав.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100