Лебедки для парусной яхты

Лебедки

Лебедки непременно применяются на всех больших парусных яхтах, в меньшей степени на средних и совсем редко на легких. На детских швертботах и яхтах, перевозимых на крыше легкового автомобиля, их вовсе нет.

Лебедки используют чаще всего для набивки (уверенного натяжения) шкотов передних парусов, затем идут фаловые (менее мощные по сравнению со шкотовыми) лебедки. Иногда лебедки используют для подъема якорей.

Как и все предыдущие конструкции палубного оборудования лебедки отличаются многообразием и размерами. Обычно это 2-скоростные лебедки со съемным рычагом (рукояткой), хотя они же могут использоваться и без применения последнего в условиях среднего ветра.

Бывают лебедки односкоростные с встроенным рычагом и без рычага; и многоскоростные, наиболее сложные с переключателями скоростей от общего привода (так называемые «кофейные мельницы»).

У всех лебедок стандартное направление вращения барабана — по часовой стрелке. В обратную сторону барабан автоматически стопорится храповым механизмом, состоящим из храпового колеса или вала и подпружиненного храповика. Для надежной работы число храповиков увеличивают. Их может быть 2 или более. В 2-скоростной лебедке — 2 храповых механизма: верхний и нижний (храповик и храповый механизм — две разные вещи).

Рис. 5.53. Пример 2-скоростной лебедки: 1 — стопорное кольцо; 2 — храповики верхние; 3 — тарельчатая крышка (шайба); 4 — втулка привода с 4-угольным углублением на одном конце (см. вид сверху) и зубчатым колесом на другом; 5 — винт крепления втулки 4; 6 — барабан с шестерней внутреннего зацепления; 7 — паразитное зубчатое колесо; 8 — главная ось, жестко соединенная с основанием; 9 — нижний храповый механизм; 10 — основание лебедки; 11 — роликовый подшипник в 2-х сепараторах

Принцип работы лебедки таков: на барабан наматывают 2 ÷ 3 шлага шкота по часовой стрелке и дотягивают ХК. При этом нельзя допускать наложения шлагов друг на друга. В противном случае шкот заклинит сам себя и будут проблемы с его отдачей. Барабан за счет трения о шкот прокручивается также по часовой стрелке и натягивает КК. Приложив кратковременно на ХК шкота достаточное усилие (обычно становой силой мышц спины) ХК придерживают слегка и закрепляют на утку или кулачковый стопор. На КК шкота, через барабан и конструкцию лебедки сохраняется первоначально приложенное значительное усилие ХК. Если натяжение КК не достаточно, то можно воспользоваться рукояткой, квадрат которой вставляют в углубление лебедки и прокручивая (или раскачивая в каком-то секторе) рукоятку добивают КК шкота до желаемого. Усилие руки лебедка увеличивает в несколько раз (кратность зависит от конкретной конструкции лебедки и составляет:

где: L — длина рычага рукоятки; D — диаметр барабана лебедки; Z1 — число зубьев внутренней шестерни барабана; Z2 — число зубьев на втулке; N — выигрыш в силе (в разах).

Лебедка — дорогостоящая часть палубного оборудования. Ее в домашних условиях или в случайной мастерской не создать. Требуется специальное зуборезное и долбежное оборудование. Проблема усугубляется необходимостью применения в лебедках цветных металлов и легированных сталей. Самая легкая (малая) лебедка весит не менее 0,8 кг — верхний предел 10 ÷ 15 и более кг. Рабочий диаметр барабана — D лежит в пределах 70 ÷ 200 мм (заготовка для барабана от 100 ÷ 300 мм). Отсюда и высокая цена этого устройства — лебедки. Проще и дешевле купить, чем заниматься изготовлением.

Поскольку лебедка — вещь дорогая, то ее стремятся использовать максимальным образом и для разных задач:

  1. Прежде всего лебедка должна выполнять наилучшим образом свою главную функцию — набивку стаксель-шкотов.
  2. Эту же самую лебедку можно использовать и для набивки фалов, однако надо решить несколько задач:
       - (a) — задача правильного подвода фалов к лебедке;
       - (b) — задача закрепления КК обтянутого лебедкой фала и освобождение лебедки от ХК фала;
       - (c) — эта же лебедка может быть использована и для подъема якоря (или шверта или чего-либо другого), но задачи а) и b) должны быть решены.

Таким образом имеем вывод: одна лебедка может выполнять несколько функций, при этом должны быть предусмотрены собственные устройства (для каждой функции) закрепляющие обтянутый КК. Такими устройствами закрепления могут быть кулачковые или эксцентриковые стопора или любые другие приспособления (думайте сами, какие) типа слесарные или столярные тиски.

Рис. 5.54. Эскиз, поясняющий многофункциональное использование лебедки

Имейте ввиду — слишком много функций (2 ÷ 3 и более) уменьшают оперативность применения лебедки.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100