Окраска деревянных корпусов лодки

Важной особенностью деревянных корпусов лодки, которую необходимо учитывать при окраске, является наличие знакопеременных напряжений, возникающих в пленке лакокрасочного покрытия, находящегося на поверхности корпуса. Эти напряжения происходят в результате увлажнения и высыхания древесины.

Если покрытие достаточно эластично, то оно может сжиматься и растягиваться вместе с древесиной, не образуя трещин. Потеря способности к деформации непременно приводит к растрескиванию покрытия. Через сравнительно непродолжительное время это происходит практически со всеми видами покрытия. С целью снижения амплитуды напряжений и вероятности появления трещин применяют армирование покрытий различными материалами — стеклянными, полимерными или хлопчатобумажными тканями. Такое покрытие не только снижает затраты на ремонт корпуса, но и значительно повышает его местную прочность. Благодаря применению защитного покрытия обшивки и настила палубы срок службы деревянных судов увеличивается не менее чем в полтора раза.

Оклейка стеклопластиком может быть применена также и для восстановления старых, разрушающихся корпусов; в этом случае толщина покрытия должна быть увеличена. Ткань пропитывают и приклеивают к древесине, как это было описано выше. При окраске древесины хвойных или лиственных пород, а также различной фанеры, в том числе и бакелизированной, химические свойства пигментов не имеют никакого значения. При защите древесины от набухания водой и дальнейшего разрушения гниением важнейшую роль играет связующее, а от выбора пигментов зависит только цвет покрытия.

Органическое связующее — растительные масла, из которых приготовляют олифу, или лаки на естественных смолах — обладают способностью впитывать воду, а, следовательно, и пропускают ее через свою пленку. Но если чистые олифу или лак пигментировать, набухание защитного слоя будет значительно меньше, так как путь воды существенно удлинится. При пигментировании же связующего не круглыми частицами минерального пигмента, а лепестками алюминиевой пудры слой защиты будет наиболее влагоустойчивым. Лаки на естественных (органических) смолах имеют большую способность к сопротивлению набуханию, чем олифа, а лаки на искусственных смолах лучше, чем на естественных.

Химические свойства пигментов необходимо учитывать лишь в связи с тем, что в той или иной мере они воздействуют на некоторые связующие. Так, например, свинцовые пигменты заметно повышают качество покрытий на естественных органических олифах.

Свинцовый сурик, превращая льняную олифу в свинцовое мыло, значительно упрочняет ее и делает водонепроницаемой; другие свинцовые соединениядействуюттакже, но в меньшей степени. Именно поэтому свинцовые краски считаются более водостойкими, чем цинковые. В то же время нужно отметить, что цинковые белила на подсолнечной олифе предпочитают использовать в качестве фунта в связи с тем, что олифа хорошо проникает в поры древесины. Более вязкие (густые) лаки проникают в древесину значительно хуже, и защитный слой получается менее прочным. Нанесение по олифе первого слоя масляной краски и второго — эмалевой обеспечит лучшую долговечность покрытия, чем применение их в обратном порядке (сначала эмаль, потом масло).

Сочетания красок и лаков

Ниже указаны наиболее часто применяемые сочетания красок и лаков. Следует подчеркнуть, что лаки и эмали нужно наносить только на хорошо просушенную поверхность, при температуре воздуха не менее 15 — 18° и влажности не более 70%. Повышение влажности и понижение температуры не только увеличивает срок высыхания, но и повышает пористость пленки.

Вариант 1.
1-й слой (грунт) — чистая олифа; 2-й слой (промежуточный) — олифа с алюминиевой пудрой, цинковые белила, крон, свинцовый сурик, железный сурик, масляная краска на цинковых белилах или цельная; 3-й (декоративный) — эмали ГФ, ПФ, те же масляные краски, что и на второй слой; 4-й (защитный) — лак ГФ, ПФ.

Вариант 2.
1-й слой свинцовый сурик; 2-й слой — то же, что и фунт, свинцовы крон, белила; 3-й слой — лак ГФ, ПФ с алюминиевой пудрой, титановые белила на лаке ГФ, ПФ, эмали ГФ, ПФ; 4-й слой — лак ГФ, ПФ.

Вариант 3.
1-й слой — лак бакелитовый; 2-й слой — лак с алюминиевой пудрой, Лак со свинцовыми белилами, кроном, суриком, красками голубой (белила и кобальт), красной (белила и киноварь минеральная); 3-й слой — те же, что и на второй слой; 4-й слой —чистый лак и или лак с алюминиевой пудрой.

Вариант 4.
1-й слой — лак эпоксидный; 2-й слой — лак чистый, с алюминиевой пудрой, эмали ЭП, ПФ, ГФ; 3-й слой — те же, что и на второй слой; 4-й слой — чистый лак.

Вариант 5.
1-й слой — лакэтинолевый; 2-й слой —лаксалю-миниевой пудрой, лак со свинцовыми или цинковыми белилами, охрой; 3-й слой — те же, что и на второй слой; 4-й слой —те же, что и на третий слой.

Следует иметь в виду, что приготовленный свинцовый сурик через 12-20 часов должен быть израсходован. В этом случае его высыхание (полимеризация) будет проходить в благоприятных условиях реакции. Температура воздуха должна быть в пределах 18-22° при влажности не более 80%. В связи с этим приготовлять сурик следует в необходимом количестве из расчета 150-160 г готовой краски на 1 м2. Этинолевый лак и краски на его основе рекомендуется применять только для подводной части лодки, так как длительное их нахождение в воздушной среде вызывает растрескивание и быстрое разрушение всего слоя.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100