Коррозия корпуса мотолодки

Коррозия

Начало коррозии проявляется в виде темных точек на корпусе мотолодки, а также серых или беловатых пятен. Наиболее часто коррозия появляется внутри мотолодки, в местах, где скапливается вода, — под пайолами, внутри воздушных отсеков. С наружной стороны корпуса особое внимание следует обратить на днище в районе килевого профиля и в соединении листов обшивки по скуле, т. е. там, где защитные покрытия быстрее всего истираются при эксплуатации, и имеется большое количество заклепок.

Обычно коррозию разделяют на общую и местную. При общей коррозии одновременно разрушается тонкий слой металла по всей площади корпуса. При местной коррозии разрушение происходит на локальных участках поверхности, где вкрапления металла служат анодом, тогда как остальная поверхность состоит из менее активного металла. Поскольку местная коррозия локализуется на небольших участках, она протекает особенно интенсивно и, если не принять соответствующих защитных мер, оканчивается разрушением детали. Наиболее распространенными видами такой коррозии являются контактная и шелевая коррозия.

Контактная коррозия

Контактная коррозия возникает при непосредственном соприкосновении двух металлов с разным электрическим потенциалом. Она также возникает и в конструкциях из однородных металлов, если для соединения деталей применена сварка, заклепки или болты. Даже металл сварного шва, незначительно отличающийся по своим электрохимическим свойствам от металла корпуса, может образовать с ним гальваническую пару. Интенсивность контактной коррозии определяется разностью электродных потенциалов соприкасающихся металлов. В такой паре разрушается металл с более отрицательным потенциалом.

Для морской воды, где коррозия проявляется гораздо сильнее, чем в пресной, металлы обладают следующими относительными потенциалами (в вольтах); магниевые сплавы — 1,51; цинк — 1,09; сплавы алюминиево-марганцевые (АМц) и алюминиево-магниевые (АМг) — 0,75; кадмий — 0,73; алюминий — 0,64; железо — 0,55; нержавеющие стали (активные) — 0,53; свинец — 0,51; никель — 0,25; латунь, медь, бронза — 0,22; мед-но-никелевые сплавы — 0,20; нержавеющие стали (пассивные) — 0,15; монель-металл — 0,10; серебро — 0,05; титан + 0,15. Следует учитывать, что для пресной воды относительные потенциалы имеют гораздо меньшие значения, однако положение металлов в ряду по электрохимическим свойствам остается без изменений. Для снижения контактной коррозии необходимо в соединениях использовать пары металлов, близкие по своим потенциалам.

Щелевая коррозия

Щелевая коррозия возникает в узких зазорах, неплотностях соединений, куда затруднен свободный доступ воды, обогащенной кислородом. Металл в таком зазоре становится анодом по отношению к остальной поверхности корпуса и подвергается разрушению. Этому виду коррозии весьма подвержена нержавеющая сталь, стойкость которой обеспечивается благодаря образованию пассивного поверхностного слоя. Разность потенциалов в зазорах между деталями из этого сплава способствует разрушению пассивной пленки.

Щелевая коррозия чаще проявляется в соединениях деталей из хромистых нержавеющих сталей тогда как хромоникелевые сплавы более устойчивы. Тем не менее, при использовании нержавеющих сталей всегда следует избегать всевозможных зазоров и неплотностей в соединениях. Из приведенного списка видно, что титан, благодаря положительному потенциалу, очень стоек к коррозии даже в морской воде, однако является катодом по отношению к большинству металлов, находящихся с ним в контакте. Для увеличения долговечности деталей их лучше всего изготавливать из стали 1Х18Н9Т.

На клепаных корпусах из дюралюминия очагами коррозии чаще всего становятся заклепочные швы. Кроме щелевой коррозии в нахлесте листов и профилей могут интенсивно разрушаться заклепки, особенно если они сделаны из металлов с другим химическим составом, чем корпус и получили сильный наклеп. В любом случае заклепки разрушаются особенно интенсивно из-за большой разницы в их площади и общей поверхности обшивки. Устанавливать оборудование и дельные вещи на корпусе и палубе из дюралюминия лучше с помощью крепежа из металла с более высоким (ближе к нулевому) потенциалом, чем основной металл. Латунный и медный крепеж использовать нельзя — алюминий быстро разрушается даже в пресной воде или на влажном воздухе. Необходимо также избегать зазоров в соединениях, как между деталями, так и между крепежом и деталью, используя, где можно, уплотняющие прокладки, компаунды и герметики.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100