Конопатка обшивки при ремонте лодок

Хорошо известно, что деревянные лодки с обшивкой вгладь, сделанные из непросушенных досок или с отклонениями от принятой технологии, необходимо конопатить по пазам. Конопатят также перед открытием навигации, когда после зимы усушка древесины вызывает увеличение ширины пазов.

Основная функция конопатки — обеспечивать герметичность корпуса. Если конопатится лодка после зимнего хранения, старую высохшую конопатку удаляют. Это делать необходимо, поскольку ее затвердевшие фрагменты не дадут соединиться ребрам досок при их разбухании. Чтобы конопатка надежно держалась, пазу придают определенный профиль (рис. 19).

Рис. 19. Профиль паза перед (а) и после (б) конопатки

Необходимым условием водонепроницаемости корпуса является плотное прилегание кромок досок изнутри обшивки (примерно на 1/3 толщины доски). Оставшаяся часть кромок соседних досок может радиально расходиться до образования щели шириной 1,5-2 мм. Для хорошего удержания конопатки при периодической деформации досок важно, чтобы щели имели одинаковый профиль по всей длине паза (без узких мест). Для профилирования пазов применяется специальный инструмент — лебеза, имеющая широкое тупое лезвие для расширения пазов (рис. 20).

Рис. 20. Инструменты, применяемые для конопатки: 1 - крючок из напильника для удаления старой конопатки; 2 - лебеза дм конопатки; 3 - лебеза дм профилирования (раз.гадки) пазов; 4 - диск дм конопатки тонких обшивок.

Для конопатки используют пеньковую паклю, вату, а также распускают тросы из растительных волокон. Паклю и вату подготавливают, свивая длинные жгуты. Толщина жгута обычно равна ширине паза, однако, если паз слишком широк, то для него делают прядь из несколько жгутов.

Технология конопатки заключается в следующем.

Подготовленный жгут вкладывается в паз и немного заглубляется небольшой деревянной киянкой с помощью лебезы. При этом жгут осаживается не весь, а небольшими участками — примерно по 200 мм на метр длины жгута. После такого «наживления» определяется соответствие толщины жгута и ширины паза по всей длине. В случае необходимости следует изменить толщину жгута. После этого весь жгут вгоняется в щель и уплотняется лебезой. Степень плотности конопатки должна быть такой, чтобы лебеза не вязла в жгуте, а звук ударов должен быть немного глуше звука ударов молотка по дереву. Переуплотнение конопатки приведет к тому, что разбухшие доски могут вырвать крепеж из шпангоутов.

Если длины жгута не хватает на весь паз или при обрыве жгута, то его конец вытягивают на нет и свивают с таким же концом нового жгута. Осаживают жгут до тех пор, пока поверх него не останется около 3 мм свободного паза. После этого жгут промазывают густыми свинцовыми белилами и шпаклюют. Непосредственно на жгут наносить шпаклевку нельзя, так как пакля интенсивно впитывает из нее олифу и шпаклевка становится хрупкой. При конопатке тонкой обшивки (доски толщиной 12-15 мм) вместо лебезы используют заточенный диск с рукояткой (рис. 19, 4). Этот диск с необходимым усилием прокатывают по пазу, осаживая жгут. Радиус диска подбирается в зависимости от глубины пазов.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100