Кокпит на парусных судах

Кокпиты — это вырезы (или углубления) в палубе для размещения вахты управляющей яхтой. Парусные шлюпки и яхточки типа «Оптимист» палубы не имеют, соответственно, нет и кокпита (или есть один сплошной кокпит без палубы?)

Все же первична палуба, предотвращающая (на 99%) попадания брызг и волн внутрь парусного судна. Поэтому стремятся кокпиты сделать минимальной площади, но достаточной для выполнения рабочих обязанностей вахтенных.

Примером может служить кокпит отечественной парусной яхты швертбота класса «М». Даже лежащая парусами на воде эта яхта в корпус воду не принимала — настолько была широка палуба и узок кокпит.

Очень замечательно устроен кокпит яхты (тоже швертбот, но очень легкий, пластиковый) «Лазер» — он же «Луч». Кокпит не большой и выполнен в виде ванны так, что остальная часть объемов корпуса остается водонепроницаемой. Даже при полном опрокидывании и заполнении кокпита водой яхта остается на плаву и управляемой. Вода из кокпита удаляется автоматически, если яхта имеет ход, достаточно привести в действие эжектор (клапан специального устройства).

Рис. 5.95. Действие эжектора

Работа эжектора основана на гидродинамическом эффекте. При ходе яхты под днищем возникает струя, которая захватывает стоячую воду из кокпита.Чем быстрее ход яхты, тем лучше работает эжектор. После осушения кокпита, клапан эжектора следует закрыть, поскольку эффект отсасывания воды возможен только при ходе яхты. Эжекторы, как правило, применяют только на гоночных швертботах.

Рис. 5.96. Схема эжектора

За пару минут эжектор может удалить («отсосать») до 100 литров воды, попавшей внутрь корпуса. Опасным свойством эжектора является его обратное действие при потере хода: открытый эжектор — большое отверстие в днище. Таким образом, это устройство требует к себе постоянного внимания. В качестве устройства управления может использоваться пружина специальной формы или подпружиненный рычаг.

Само-отливные кокпиты

На крейсерских яхтах дно кокпита делают всегда выше ватерлинии, и со дна кокпита выводят трубы (шланги) за борт для того, чтобы вода сливалась автоматически. При этом следует решить задачу удаления воды за наименьшее время, т. е. трубы должны быть достаточно большого диаметра, а кокпит минимального объема.

Иногда кокпит делают полностью открытым в корму и никаких труб! Однако, все что окажется в кокпите в шторм, почти наверняка смоет за борт.

Чтобы как-то избежать потерь, кокпиты оснащают парусиновыми карманами в которые можно класть некрупные предметы: рукоятки лебедок, инструмент (нож, пассатижи), бинокль, фонарик, фальшфейер и т. п.

На дне кокпита хорошо иметь закрепленные ножные ремни — это повышает безопасность.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100