Горюче-смазочные материалы, жидкости для маломерных судов

Виды ГСМ и жидкостей

Нельзя обойти вниманием и не остановиться на вопросах, связанных с применением в процессе эксплуатации и обслуживания двигателей и движителей для маломерных судов горюче - смазочных материалов и различных жидкостей .

Бензин получают из нефти путем прямой перегонки или крекинг-процессом. В состав бензина входит 84-86% углерода, 14-16% водорода и немного примесей. Бензин должен обладать высокой детонационной стойкостью, хорошей (быстрой и полной) испаряемостью, в бензинах не допускается присутствие механических примесей, водорастворимых кислот и щелочей, ограничивается содержание смол и серы. Детонационная стойкость бензина характеризуется октановым числом, которое входит в наименование марки бензина (А-76, АИ-80, 92, 95). Чем выше октановое число, тем большую степень сжатия выдерживает бензин без детонации.

Детонация - взрывное сгорание рабочей смеси в цилиндрах двигателя, наступающее при применении бензина с малым октановым числом, при обедненной горючей смеси, большом угле опережения зажигания или перегреве двигателя. Явление детонации вредно для двигателя, т.к. при этом резко возрастает давление газов на поршень, что вызывает быстрый износ (иногда поломку) кривошипно-шатунного механизма, разрушение подшипников, выгорание днища поршня, заметно снижается мощность двигателя. Детонацию можно определить по звонким металлическим стукам в двигателе, сопровождающимся хлопками черного дыма из глушителя.

Одним из способов повышения детонационной стойкости бензинов, имеющих низкое октановое число, является добавление к ним антидетонатора, в основном этиловой жидкости, содержащей тетраэтилсвинец. Такой бензин называется этилированным, для его распознавания он окрашивается в различные цвета-красный, оранжевый, синий, зеленый. Судоводителю необходимо твердо помнить, что и этиловая жидкость с тетраэтилсвинцом и этилированный бензин являются сильнейшими ядами. При повседневной эксплуатации ПЛМ не заполняйте топливный бак до заливной горловины. Следует оставлять примерно 10% объема бака не заполненным для возможного расширения топлива. Все существующие в настоящее время марки автомобильных бензинов находят применение в двигателях маломерных судов. Судоводителю следует знать, что качество автомобильных бензинов ухудшается в зависимости от условий и сроков хранения, поэтому в этих случаях рекомендуем пользоваться приведенной таблицей допустимых сроков хранения автомобильных бензинов (в годах).

Способ хранения

Климатические зоны

Северная

Средняя

Южная

В наземных резервуарах:

В заглубленных резервуарах

3,0

2,5

1,5

В бочках

2,0

1,0

0,5

В баках автомобилей

0,5

0,25-0,5

0,25

Дизельное топливо получают из продуктов прямой перегонки нефти. Характеризуется цетано-вым числом (оценивается способность обеспечить мягкую и плавную, без стуков, работу двигателя), вязкостью (оценивается смазывающая способность топлива), коксовым числом и зольностью (определяется свойство топлива образовывать нагар и отложения в дизеле), температурой вспышки (характеризует наличие в топливе легких фракций) и температурой застывания (для уверенной работы дизеля должна быть на 7 -10 °С ниже температуры окружающего воздуха).

Сжиженные нефтяные газы (СНГ) представляют собой легкие углеводороды, которые при сравнительно невысоком давлении (1-2 Мпа) и нормальной температуре находятся в жидком состоянии. Основными компонентами СНГ являются пропан, пропилен, бутан, бутилен и их изомеры. Наряду с указанными составляющими в состав СНГ входят другие предельные и непредельные углеводороды: метан, этан, этилен, бутилен и т.д., но суммарное их количество не должно превышать 11,6%. Исходным сырьем для получения СНГ являются природные газы, нефтепродукты, каменные угли. Технические условия на СНГ, используемые в качестве топлива для ДВС определены ГОСТ 27578-87.

Для ДВС установлены две марки сжиженных углеводородных газов: ПБА - пропан-бутан автомобильный (применяется при температуре воздуха до минус 20°С) и ПА - пропан автомобильный (применяется при температуре окружающего воздуха от минус 20°С до минус 35°С). Необходимо иметь в виду, что сжиженные газы обладают большим коэффициентом объемного расширения. Изменение плотности сжиженного газа в зависимости от температуры предопределяет объем паровой подушки в газовом баллоне (отечественные баллоны имеют объем подушки, равный 10% от полной емкости баллона).

В случае полного заполнения баллона (без наличия паровой подушки) даже незначительное повышение температуры газа приведет к резкому увеличению давления в баллоне (примерно на 0,7 Мпа на каждый градус повышения температуры газа). Октановое число у сжиженных газов выше, чем у бензинов, и находится для разных газов в пределах от 90 до 120. При рассмотрении вопроса применения сжиженных газов для питания ДВС следует учесть, что существуют двигатели, спроектированные и выпущенные изготовителем для работы на сжиженном нефтяном газе и бензиновые двигатели, находящиеся в эксплуатации, но переоборудованные для работы на газовом топливе. Газовый двигатель, предназначенный для работы на СНГ имеет повышенную степень сжатия по сравнению с базовым бензиновым двигателем, что позволяет при работе на газе, несмотря на меньшую теплотворную способность газовоздушной смеси по сравнению с бензовоздушной, получить туже мощность, что и у базового бензинового двигателя. При необходимости допускается кратковременная работа газового двигателя на бензине и на двигателях предусматривается резервная (бензиновая) система питания, Однако длительная работа газового двигателя на бензине из-за возможных разрушений вследствие детонационного горения запрещена. В настоящее время сжиженный газ в качестве альтернативного топлива находит применение как на стационарных, так и на подвесных моторах (и четырехтактных, и двухтактных).

Сжиженные газы не имеют запаха и для облегчения определения утечки производится их одоризация, т.е. ввод в его состав одорантов (как правило, этилмеркаптан), которые в определенных концентрациях не вредны для человека и не разрушают материалы, применяемые в газовых системах. Относительный вес углеводородных газов по воздуху составляет для пропана 1,56, для Н-октана 2,70, т.е. они тяжелее воздуха, поэтому при утечке газ скапливается в нижней части помещений, трюмах, нишах, выгородках и других различных углублениях корпуса судна, образуя с воздухом взрывоопасную смесь при концентрациях от 2,0 до 9,5%, а в меньших концентрациях может привести к отравлению членов экипажа и животных. При попадании сжиженного газа на кожу человека вследствие его быстрого испарения возможно местное обморожение. При длительной стоянке катера вентиль баллона должен быть закрыть, газ из магистрали выработан.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100