Глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ)

Системы и средства связи - возможность их установки и применения на маломерных судах

Безопасность плавания и оказание помощи потерпевшим бедствие всегда были в центре внимания международного морского сообщества. Эта проблема решается международными морскими органами и национальными Морскими Администрациями стран участников конвенции, путем создания стандартов, регламентирующих требования к конструкции корпуса и механизмов, а также норм снабжения судов различным оборудованием и спасательными средствами.

Известно, что никакое, даже самое мореходное и прочное судно, не гарантировано от бедствий. Несмотря на постоянное совершенствование судов и их оснащения, счет аварий в катастроф на море непрерывно растет. Поэтому в 1979 году на XI Ассамблее Международной морской организации (IMO) были приняты решения о создании Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ или GMDSS), призванную обеспечивать быструю и своевременную передачу и прием оповещений о бедствии, независимо от расстояния и условий распространения радиоволн и высокую эффективность проведения поисково-спасательных операций. Основной принцип системы заключается в том, что поисково-спасательные службы и суда, находящиеся в районе бедствия, должны в наикратчайшее время получить оповещения о бедствии и приступить к скоординированной поисково-спасательной операции. Высокое быстродействие и эффективность системы реализуется за счет использования современных средств связи и широкой автоматизации приема и передачи сообщений.

ГМССБ включает ряд подсистем, располагающихся на судах, на земле и в космосе.  В ее состав входят:

  • средства связи промежуточных (ПВ), коротких (KB) и ультракоротких (УКВ) волн;
  • система спутниковой связи ИНМАРСАТ-С;
  • всемирная служба навигационных предупреждений (NAVTEX, Safety-NET);
  • спутниковая система поиска и определения местоположения терпящих бедствие КОСПАС -САРСАТ;
  • радиолокационные спасательные ответчики;

В соответствие с принципами ГМССБ все пространство Мирового океана и внутренние моря разделены на морские районы плавания, которые формируются зонами досягаемости береговых радиостанций и определяются следующим образом:

Морской район А1 - в пределах досягаемости береговых УКВ радиостанций, обеспечивающих постоянную возможность оповещения о бедствии с использованием цифрового избирательного вызова ЦИВ (20-30 миль);

Морской район А2 - в пределах досягаемости береговых радиостанций промежуточных (ПВ) волн, обеспечивающих постоянную возможность оповещения о бедствии с использованием цифрового избирательного вызова ЦИВ (до 100 миль);

Морской район A3 - за исключением районов А1 и А2, в пределах зоны действия морской спутниковой системы связи ИНМАРСАТ (примерно между 75 град. с. ш. и 75 град. ю. ш.);

Морской район А4 - за пределами районов Al, А2 и A3 (полярные области). Следует обратить особое внимание на то, что районы А1 и А2 определяются не дальностью действия УКВ и ПВ радиостанций, а дальностью досягаемости береговых радиостанций, находящихся, как правило, в портах. Это означает, что даже, находясь в прибрежной зоне или даже в каком либо внутреннем бассейне, но вне зоны досягаемости УКВ или ПВ радиостанций (например, в Азовском или в Белом море), реально судоводитель маломерного судна будете находиться в зоне A3, где может быть использована только спутниковая связь.

Первоначально планировалось оснащать средствами ГМССБ только морские суда, водоизмещением более 300 per. т., но затем, по рекомендации Комитета по безопасности плавания IMО, требования о наличии данной аппаратуры были распространены и на суда, не попадающие под требования Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море СОЛАС-74/88.

УКВ радиостанции

УКВ радиостанции являются наиболее популярными и распространенными на малых судах средствами связи. Существуют два вида радиостанций - стационарные и носимые.

Радиоустановки промежуточных волн (ПВ радиостанции)

Радиоустановки промежуточных волн работают в режимах радиотелефонии и автоматической радио-телеграфии в диапазоне частот 1605-4000 кГц на выделенных в этом диапазоне частотах. Для вызовов в данном диапазоне выделена частота 2182 кГц (в режиме телефонии). Передача сигналов бедствия передается на частоте 2187,5 кГц в режиме ЦИВ. ПВ радиостанции имеют мощность излучения 150 и 250 Вт и, соответственно, высокое энергопотребление, большие габариты, особенно антенн, и высокую стоимость, в связи с чем на малых судах используются крайне редко, особенно в настоящее время после появления относительно дешевых и малогабаритных средств спутниковой связи ИНМАРСАТ-С и ИНМАРСАТ Мини-М.

Система спутниковой связи ИНМАРСАТ

Система морской спутниковой связи ИНМАРСАТ, охватывающая практически весь земной шар, за исключением полярных областей (между 78 град. с.ш. и 78 град, ю.ш). предназначена для обеспечения мореплавателям возможности подачи и приема сигналов бедствия и предоставления самых разнообразных услуг связи (телефонию, буквопечатание, факсимиле, передачу данных и изображения, а в последнее время и вхождение в компьютерные сети).

Спутниковая система КОСПАС-САРСАТ

Особое место в Глобальной морской системе связи при бедствии занимает международная спутниковая система поиска и спасания КОСПАС - САРСАТ, являющаяся единственным средством, способным в любое время суток, в любых гидрометеорологических условиях и в любой точке земного шара обнаружить терпящее бедствие судно, опознать и определить с высокой точностью его координаты.

Радиолокационный маяк-ответчик

Обнаружение сигналов бедствия и определение координат терпящих бедствие является важнейшей составной частью операции по спасанию людей. Второй, не менее важной составляющей, является поиск, обнаружение и наведение на терпящих бедствие судна - спасателя или летательного аппарата.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100