Теоретический чертёж для парусных судов яхт

Под словом «теоретический» подразумевают, что речь идет не о детальных вещах, а об общих (пожалуй, главных) свойствах парусного судна. Теоретический чертеж описывает (изображает) поверхность корпуса — ограничивающую объем специальной конфигурации. По теоретическому чертежу довольно просто просчитать с любой желаемой точностью:

  • площадь поверхности яхты или любого ее участка:
       - корпуса в целом;
       - смоченной поверхности днища;
       - плоскости ватерлинии;
       - подводной части шпангоутов и т. д.
  • объем корпуса в целом и отдельно подводной его части или любого другого участка яхты. Объем подводной части, умноженный на удельный вес воды даст водоизмещение;
  • площадь боковой проекции подводной части яхты, т. е. бокового сопротивления и его центр (ЦБС);
  • найти центр приложения равнодействующей архимедовых сил (ЦВ — центр величины);
  • определить численные значения распределения объемов по длине и осадке яхты (строевые по шпангоутам и ватерлиниям — т. е. графики);
  • оценить начальную остойчивость формы корпуса путем нахождения некой точки m и ее положение относительно центра тяжести яхты (метацентрическая высота);
  • и т. д. и т. п. по необходимости.

К теоретическому чертежу яхты следует отнести и ее план парусности с его центром (ЦП). Этот план обычно изображают в более мелком масштабе чем корпус.

Теоретический чертеж позволяет прогнозировать поведение будущей яхты при воздействии кренящих сил, способность им сопротивляться и восстанавливаться после прекращения их действия; поведение на волнении; устойчивость на заданном курсе и поворотливость от воздействия руля; скоростные возможности; мореходность; обитаемость и прочие интересующие конструктора параметры.

Теоретический масштабный чертеж позволяет также без лишних указаний размеров перейти к конструкциям яхты. Это могут быть шпангоуты или их шаблоны, детали набора, переборки и т. п., в зависимости от выбранной технологии постройки и основного материала корпуса.

Любой вид инженерной графики, будь то техническое (машиностроительное, например) черчение, геодезия или морская навигация основаны на одном принципе — определении положения точки в пространстве.

Следует иметь ввиду, что эту задачу решают в каких-либо принятых координатах отсчета. Для теоретического чертежа в качестве координат используют основные три взаимно перпендикулярные плоскости.

Плоскость, рассекающая вертикально и симметрично корпус вдоль с носа до кормы, — это диаметральная плоскость.Плоскость, секущая корпус вертикально поперек примерно на середине его длины, — плоскость мидель-шпангоута (Мидель — от английского middle — середина; мидель-шпангоут — средний шпангоут.), она обозначается значком .

Плоскость горизонтальная на уровне днища яхты — основная плоскость (ОП), на ней изображают проекции ватерлиний, а плоскости параллельные ОП называются плоскостями ватерлиний (ВЛ). Плоскость главной ватерлинии, совпадающая с предполагаемой поверхностью воды, называется конструктивной ватерлинией — КВЛ.

Выше КВЛ могут быть использованы еще секущие плоскости, назовем их Б1, Б2 и т. д. Таким образом, координатные плоскости будущих отсчетов выглядят так.

Рис. 9.1. Координатные плоскости

Переходя от 3-мерного изображения к проекциям на основные плоскости: ДП, КВЛ и увидим теоретический чертеж: рис. 9.2.

Рис. 9.2. Теоретический чертеж (схема)

Для уточненного изображения корпуса кроме основных плоскостей: ДП, КВЛ и  используют целую серию дополнительных секущих плоскостей, параллельных только что названным. Чем больше дополнительных плоскостей, тем точнее будет описана поверхность. (Самое большое количество секущих плоскостей применяют в компьютерной графике и компьютерном проектировании яхты. Для этого существуют специальные программы.).

Например. Параллельно ДП с одинаковым дискретом проводят еще 3-4 плоскости — их обозначают римскими цифрами I, II и т. д., начиная от ДП. Параллельно плоскости в корму и в нос проводят по 5 и более плоскостей на равном расстоянии друг от друга (это расстояние называется шпацией). Аналогично поступают и с плоскостями секущими корпус горизонтально. Вниз от КВЛ до ОП проводят 3-4 плоскости также на равном расстоянии друг от друга (когда на равном расстоянии — удобнее для последующего пользования теоретическим чертежом и для расчетов). Выше КВЛ тоже можно провести горизонтальную плоскость или несколько в зависимости от потребности подробностей изображения. Таким образом нормальный теоретический чертеж выглядит так, как на рис. 9.3.

Рис. 9.3. Теоретический чертеж

Надписи: «БОК», «Полуширота», «Корпус» не пишут — понятно и так, что это и где. Кривые на проекции «бок», обозначенные I и II, называются батоксы. Кривые на проекции полуширота, обозначенные как: линия борта (линия борт-палуба); Б1; Б2; КВЛ; ВЛ1; ВЛ2; ВЛЗ — все суть ватерлинии...

На проекции «Корпус» слева от ДП изображены носовые шпангоуты, справа — кормовые (рубка не показана). Поскольку теоретический чертеж выполняется в масштабе, то можно с чертежа снимать любые размеры с учетом упомянутого масштаба и вести расчеты, указанные в начале главы.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100